IPO без амбиций: каким будет размещение «Ленты»

фото ИТАР-ТАСС
Петербургский ритейлер предлагает рынку большой дисконт по сравнению с лидером рынка — «Магнитом». Спрос на бумаги высокий, хотя эксперты считают планы по открытию новых гипермаркетов очень агрессивными

14 февраля сеть продуктовых гипермаркетов «Лента» начала роуд-шоу в преддверии IPO и определила диапазон цены размещения в $9,5-11,5 за GDR. «Лента» намерена разместить 22,1% уставного капитала, при этом все акции к размещению предлагаются существующими акционерами, крупнейшие из которых — фонд TPG (49,8%), ВТБ (11,7%) и ЕБРР (21,5%). Менеджеры акции продавать не будут. Таким образом, потенциальный объем привлечения составит $0,905-1,095 млрд, а капитализация компании оценена в $4,09-4,95 млрд. Книги заявок предполагается закрыть 27 февраля, размещение пройдет на Лондонской фондовой бирже.

Цена момента

Управляющий директор Arbat Capital Юлия Бушуева считает, что «Лента» выбрала не очень удачный момент для размещения: «на развивающихся рынках распродажи». Она полагает, что в конце 2013 года компания могла бы разместиться дороже. Сейчас «Лента» предложила хороший дисконт к лидеру рынка — «Магниту»: по нижней границе «Лента» была оценена с дисконтом 26% к мультипликатору EV/EBITDA 2013 года «Магнита», отмечает аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Марат Ибрагимов. При этом, правда, даже по нижней границе диапазона «Лента» размещается с премией ко всем остальным публичным ритейлерам.

Источники, близкие к размещению, уверяют, что в конце 2013 года «Лента» к IPO была не готова. «Акционерный конфликт мешал развитию компании, и еще полгода назад инвесторы бы не поверили, что она сможет открыть к концу года столько магазинов», — отметил один из собеседников Forbes. За 2013 год «Лента» совершила рывок, запустив 21 гипермаркет и 10 супермаркетов (для сравнения: в 2012 году ей удалось открыть 14 новых магазинов). Всего в активе компании 77 гипермаркетов и 10 супермаркетов в 45 городах России. «Оценка говорит о том, что акционеры оставили амбиции, чтобы не сорвать размещение», — добавляет аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева.

С третьей попытки

Впервые «Лента» начала готовиться к IPO еще в 2004 году, тогда сеть ограничилась кредитами. Два года спустя компания оказалась втянута в длительный акционерный конфликт, завершившийся лишь в сентябре 2011 года. В 2006 году основатель «Ленты» Олег Жеребцов рассорился со вторым акционером, американским инвестором Августом Мейером.

Когда в 2007 году конфликт еще не набрал обороты, «Лента» предприняла вторую попытку IPO — она хотела разместить на бирже 15% допэмиссии. Однако тогда сразу несколько крупных инвестфондов заявили о готовности купить долю ритейлера без IPO, предложив лучшие условия. В мае 2007 года 11% акций за $125 млн приобрел ЕБРР. А в январе 2008 года конфликт акционеров разгорелся с новой силой, начались судебные тяжбы. Мейер и Жеребцов пытались найти компромисс с помощью уступки своих долей одному из стратегических инвесторов — к «Ленте» присматривались иностранные сети, в том числе американская Wal-Mart и французская Carrefour. Однако сделке помешал кризис 2008 года.

В октябре 2009 года Жеребцов продал 35% «Ленты» консорциуму инвестфондов TPG и VTB Capital всего за $110 млн, так как ему необходимы были деньги на погашение долгов в собственном проекте — сети «Норма». Однако в апреле 2010 года началась новая серия конфликтов: Мейер не мог договориться с новыми партнерами о том, кто станет гендиректором сети. В результате лишь в сентябре 2011 года TPG Capital, ЕБРР и «ВТБ Капитал» удалось выкупить его долю и доли трех миноритариев — Дмитрия Костыгина, Сергея Ющенко и Глеба Огнянникова. Сумма сделки составила $1,1 млрд. А новые акционеры задумались о третьей попытке размещения акций «Ленты» на бирже, о чем стало известно в середине 2013 года.

Что не нравится инвесторам?

Инвесторы хорошо знают в лицо руководство «Ленты», которое уже не раз с ними встречалось. «Это большой плюс, поэтому роуд-шоу проводить намного легче», — делится представитель одного из банков, занимающихся размещением. Что их настораживает? Долг у «Ленты» больше, чем у «O'КЕЙ» и «Магнита» — 2,4 EBITDA на конец 2013 года, а акционеры проводят размещение собственных пакетов и забирают деньги себе. «При допэмиссии часть денег получила бы компания и отношение было бы лучше», — поясняет источник. Однако представитель акционеров «Ленты» парирует, что компания владеет 90% своей недвижимости, в то время как у конкурентов много арендованных площадей: «по показателю «долг, скорректированный на аренду, к EBITDA» «Лента» находится близко к уровням «Магнита» и «О'КЕЙ».

Экспертов также смущают неясные перспективы компании: у «Ленты» новая команда, которая обещает в 2014 году открыть рекордное количество гипермаркетов — 24. «В потребительском секторе есть куда развиваться, но это очень амбициозно», — подтверждает аналитик Verno Capital Fund Наталья Загвоздина. Она напоминает, что сеть «O'КЕЙ» c момента IPO открывала по 7-10 гипермаркетов. В то же время, по прогнозам исследовательского агентства Infoline, компаниям есть куда развиваться: общее количество гипермаркетов в России на сегодня составляет 826, а до 2017 года может быть открыто еще 900 — почти в два раза больше.

«Необходимо также учитывать, что крупными акционерами «Ленты» являются фонды, которые захотят из нее рано или поздно выйти», — добавляет Бушуева из Arbat Capital.

Сейчас книга заявок открыта и, по словам источника, занимающегося размещением, быстро пополняется. Второй источник уверяет, что в первый же день роуд-шоу книга была переподписана. «С учетом грядущей мировой гиперинфляции инвестиции в ритейл — отличное сохранение ценности как минимум, а возможно и преумножение», — подытоживает экс-миноритарий «Ленты» Дмитрий Костыгин.

Бонус за «мировую»

В меморандуме «Ленты» упоминается, что до размещения компания выкупила опцион у частного лица на 3,2% компании за 2,2 млрд рублей в ноябре 2013 года. Про таинственного продавца в документах «Ленты» говорится, что это частное лицо помогло урегулировать тот самый конфликт акционеров. Опцион мог быть исполнен, когда компания разместит акции на бирже, либо один из ключевых акционеров продаст свой пакет третьей стороне. Источники «Ведомостей» утверждают, что «частное лицо» — совладелец группы «Илим» Борис Зингаревич (№180 в российском рейтинге Forbes, состояние — $550 млн), хотя сам бизнесмен это отрицает. Если бы «частное лицо» реализовало опцион на бирже, даже по нижней границе, его стоимость, похоже, была бы вдвое выше.

рейтинги forbes
Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться