Война за скорость: зачем Amazon, Google и Walmart осваивают доставку продуктов - Компании
$56.93
62.05
ММВБ2016.71
BRENT51.92
RTS1114.43
GOLD1268.43

Война за скорость: зачем Amazon, Google и Walmart осваивают доставку продуктов

читайте также
Фудтех на марше: меню по ДНК, 3D-принтеры еды и скидки при бронировании столиков +1 просмотров за суткиОснователь Google работает над созданием огромного секретного дирижабля Эволюция логистики: что останавливает «уберизацию» рынка грузоперевозок Китайская Baidu раскроет конкурентам наработки в сфере беспилотных автомобилей ФАС и Google заключили мировую в споре по жалобе «Яндекса» 25 компаний США с самыми высокими зарплатами — 2017 Рост тарифов «Платона»: удар по малому бизнесу или стимул выйти из тени Google обвинили в «экстремальном» разрыве зарплат мужчин и женщин Виртуальный диван: как российские инженеры учат риелторов в США использовать 3D-туры для продаж +2 просмотров за суткиРейтинг Tech 100-2017: как корпорации проигрывают в брендинге ИТ-компаниям Безос продает акции Amazon на $1 млрд в год и вкладывает их в Blue Origin Delivery Club за год удвоил число заказов Android впервые обошла Windows по популярности среди интернет-пользователей Из Ижевска в виртуальную реальность: как стартап BoxGlass развивает VR вместе с Google Ослабить пояса: в чем опасность стратегии тотальной экономии для стартапов «Умные» холодильники, дома и автомобили. На чем можно заработать? +10 просмотров за суткиС миру по крошке: как научить американцев гастрономическому туризму онлайн +9 просмотров за суткиДорогие карты: как заработать на желании клиента экономить +1 просмотров за суткиAmazon покупает крупнейшего на Ближнем Востоке онлайн-ретейлера Souq.com Корпоративный акселератор: как не стать отделом по борьбе с инновациями +7 просмотров за суткиДжефф Безос впервые вошел в тройку богатейших людей по версии Forbes
Компании #Google 09.06.2014 05:00

Война за скорость: зачем Amazon, Google и Walmart осваивают доставку продуктов

Джефф Берковичи Forbes Contributor
фото Getty Images
Гиганты индустрии и скромные стартапы ведут войну за неосвоенный рынок доставки товаров в день онлайн-заказа. У каждого свои методы, преимущества и уязвимые места. Кто из конкурентов преуспеет?

Доставить продукты в день заказа для ритейлеров — все равно что для альпинистов покорить Эверест. Цель невероятно заманчива, логистические трудности наводят страх, а попытка достичь ее без верного плана равна самоубийству. Тем не менее спустя 13 лет после памятного краха сервиса доставки еды Webvan, одного из символов интернет-бума начала 2000-х, подобные компании вновь возникают в разных городах США. Теперь ими управляют как гигантские компании, так и специализированные стартапы.

AmazonFresh недавно начала работать не только в Сиэтле, но и в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, где предлагает клиентам бесплатную доставку в день заказа при чеке от $35. В Сан-Франциско Google сотрудничает  с продуктовыми магазинами (такими как Walgreens) и тоже обеспечивает доставку еды и других товаров в день заказа в рамках проекта Google Shopping Express. В Лос-Анджелесе работа аналогичного сервиса уже обкатывается на сотрудниках Google. Walmart to Go, обещающая низкие цены и тарифы, в октябре 2014 года выходит уже на второй для себя рынок — в Денвер. Два года назад сервис успешно стартовал в Сан-Франциско.

Компания Instacart работает всего два года, но уже в шести городах предлагает сверхбыструю доставку товаров из крупных розничных сетей, включая Whole Foods и Costco (и этот бизнес тоже начался в Сан-Франциско).

Розничная торговля все больше завоевывает интернет: по прогнозам аналитиков Forrester, к 2017 году 10% покупок в США к 2017 году будет совершаться онлайн.

Но продуктовый ритейл (с оборотом в $600 млрд) пока плетется в хвосте этого тренда: овощи и молочные продукты быстро портятся, так что доставка должна быть молниеносной.

Google Shopping Express пока не продает скоропортящиеся товарные категории, но «начинает работать над этим», говорит директор компании по управлению продуктами Том Фаллоуз. Такая осторожность типична для нового поколения интернет-торговцев продовольствием. Amazon шесть лет обкатывала Fresh в Сиэтле, прежде чем запустила полномасштабную работу сервиса.

А Webvan в свое время сожгла $800 млн инвестиций за два года, пытаясь нахрапом взять рынок. «Они даже не успели оценить экономический эффект от работы в одном городе, как уже открыли бизнес в десяти других городах», — критикует опыт Webvan основатель и генеральный директор Instacart Апурва Мехта. Он знает, что говорит: основной инвестор его сервиса — Майкл Моритц из Sequoia Capital — в свое время входил в совет директоров Webvan.

Instacart на фоне своих конкурентов растет с головокружительной быстротой – ведь она, в отличие от таких грандов, как Google и Amazon, может позволить себе вести бизнес налегке.

Amazon и Walmart закупают максимальный ассортимент товаров и хранят его на своих складах, а Instacart занимается только доставкой продуктов прямо из магазинов и полагается на свою армию из тысяч закупщиков-фрилансеров.

У каждого из них  есть смартфон со специальным приложением, которое максимально эффективно выстраивает маршрут курьера от полок супермаркетов по городским улицам прямо к клиенту. Сотрудники Amazon с помощью похожих приложений выстраивают оптимальный маршрут по складским помещениям. Недаром Мехта работал инженером-программистом в Amazon, прежде чем открыл свой бизнес.

Instacart обычно взимает с покупателя $3,99 за доставку, продает продукты чуть дороже, чем в магазине (чего, по заверениям компаний, не делают в Google и Walmart), а также получает комиссию от продавцов. Но даже при трех источниках выручки рентабельность сильно зависит от того, как выстроена работа. По словам аналитика RetailNet Group Джастина Бомберовитца, «если закупщики не выполняют норму трех заказов в час, вы теряете деньги».

«Рост Instacart очень впечатляет. Вскоре они должны занять лидирующие позиции на рынке», — говорит Билл Бишоп из консалтинговой компании Brick Meets Click. Он предвидит, что из-за относительно высоких тарифов компании будет трудно пробиться среди крупных игроков. Единственным победителем в ценовой войне станет конечный покупатель.