Война за скорость: зачем Amazon, Google и Walmart осваивают доставку продуктов | Бизнес | Forbes.ru
$57.5
67.72
ММВБ2071.83
BRENT57.95
RTS1134.45
GOLD1280.61

Война за скорость: зачем Amazon, Google и Walmart осваивают доставку продуктов

читайте также
+660 просмотров за суткиИмперия Cargill: как живут самые скрытные миллиардеры Америки +457 просмотров за сутки«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars +52 просмотров за суткиДжефф Безос: «Сегодня все соревнуются в повышении качества товара» +27 просмотров за суткиОбмануть США: как российские госкомпании купили софт Microsoft вопреки санкциям +17 просмотров за сутки«Google покупает Apple за $9 млрд»: как рынок переварил странную новость Dow Jones +14 просмотров за сутки$100 000 за президента США. Могли ли русские выбрать Трампа вместо американцев +13 просмотров за суткиЛомка ИКЕА: шведскую мебель будут продавать через Amazon и Alibaba +45 просмотров за суткиДо парадной. Издатель The St. Petersburg Times создал сервис доставки продуктов +8 просмотров за суткиИскусственный интеллект и нейросети в картографии — 2: когда «народные» карты круче Google +49 просмотров за сутки10 крупнейших работодателей России среди частных компаний — 2017 Перевод голоса налету и трогательный смартфон: Google показал новые гаджеты +17 просмотров за суткиВзыскать любой ценой: Еврокомиссия судится с Ирландией за €13 млрд налогов Apple +9 просмотров за суткиПреследование на блокчейне. Причины первого дела о мошенничестве при ICO +688 просмотров за суткиКнижная полка миллиардера: что читают богатейшие люди планеты +19 просмотров за суткиПрощай, отвертка: IKEA приобрела аналог Uber для сборки мебели на дому +10 просмотров за суткиСтремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд +47 просмотров за суткиПод натиском госкомпаний. Forbes составил рейтинг крупнейших частных компаний России +8 просмотров за суткиСекрет «Роста»: банк Шишханова вкладывал средства в проекты Михаила Гуцериева +5 просмотров за суткиПятьдесят оттенков «серого» импорта: почему бизнес остается в полутьме +5 просмотров за суткиТрава у дома: какое будущее ждет рынок зеленых облигаций +1 просмотров за суткиПерестанут ли в России готовить: сервисы доставки набирают популярность
Бизнес #Google 09.06.2014 05:00

Война за скорость: зачем Amazon, Google и Walmart осваивают доставку продуктов

Джефф Берковичи Forbes Contributor
фото Getty Images
Гиганты индустрии и скромные стартапы ведут войну за неосвоенный рынок доставки товаров в день онлайн-заказа. У каждого свои методы, преимущества и уязвимые места. Кто из конкурентов преуспеет?

Доставить продукты в день заказа для ритейлеров — все равно что для альпинистов покорить Эверест. Цель невероятно заманчива, логистические трудности наводят страх, а попытка достичь ее без верного плана равна самоубийству. Тем не менее спустя 13 лет после памятного краха сервиса доставки еды Webvan, одного из символов интернет-бума начала 2000-х, подобные компании вновь возникают в разных городах США. Теперь ими управляют как гигантские компании, так и специализированные стартапы.

AmazonFresh недавно начала работать не только в Сиэтле, но и в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, где предлагает клиентам бесплатную доставку в день заказа при чеке от $35. В Сан-Франциско Google сотрудничает  с продуктовыми магазинами (такими как Walgreens) и тоже обеспечивает доставку еды и других товаров в день заказа в рамках проекта Google Shopping Express. В Лос-Анджелесе работа аналогичного сервиса уже обкатывается на сотрудниках Google. Walmart to Go, обещающая низкие цены и тарифы, в октябре 2014 года выходит уже на второй для себя рынок — в Денвер. Два года назад сервис успешно стартовал в Сан-Франциско.

Компания Instacart работает всего два года, но уже в шести городах предлагает сверхбыструю доставку товаров из крупных розничных сетей, включая Whole Foods и Costco (и этот бизнес тоже начался в Сан-Франциско).

Розничная торговля все больше завоевывает интернет: по прогнозам аналитиков Forrester, к 2017 году 10% покупок в США к 2017 году будет совершаться онлайн.

Но продуктовый ритейл (с оборотом в $600 млрд) пока плетется в хвосте этого тренда: овощи и молочные продукты быстро портятся, так что доставка должна быть молниеносной.

Google Shopping Express пока не продает скоропортящиеся товарные категории, но «начинает работать над этим», говорит директор компании по управлению продуктами Том Фаллоуз. Такая осторожность типична для нового поколения интернет-торговцев продовольствием. Amazon шесть лет обкатывала Fresh в Сиэтле, прежде чем запустила полномасштабную работу сервиса.

А Webvan в свое время сожгла $800 млн инвестиций за два года, пытаясь нахрапом взять рынок. «Они даже не успели оценить экономический эффект от работы в одном городе, как уже открыли бизнес в десяти других городах», — критикует опыт Webvan основатель и генеральный директор Instacart Апурва Мехта. Он знает, что говорит: основной инвестор его сервиса — Майкл Моритц из Sequoia Capital — в свое время входил в совет директоров Webvan.

Instacart на фоне своих конкурентов растет с головокружительной быстротой – ведь она, в отличие от таких грандов, как Google и Amazon, может позволить себе вести бизнес налегке.

Amazon и Walmart закупают максимальный ассортимент товаров и хранят его на своих складах, а Instacart занимается только доставкой продуктов прямо из магазинов и полагается на свою армию из тысяч закупщиков-фрилансеров.

У каждого из них  есть смартфон со специальным приложением, которое максимально эффективно выстраивает маршрут курьера от полок супермаркетов по городским улицам прямо к клиенту. Сотрудники Amazon с помощью похожих приложений выстраивают оптимальный маршрут по складским помещениям. Недаром Мехта работал инженером-программистом в Amazon, прежде чем открыл свой бизнес.

Instacart обычно взимает с покупателя $3,99 за доставку, продает продукты чуть дороже, чем в магазине (чего, по заверениям компаний, не делают в Google и Walmart), а также получает комиссию от продавцов. Но даже при трех источниках выручки рентабельность сильно зависит от того, как выстроена работа. По словам аналитика RetailNet Group Джастина Бомберовитца, «если закупщики не выполняют норму трех заказов в час, вы теряете деньги».

«Рост Instacart очень впечатляет. Вскоре они должны занять лидирующие позиции на рынке», — говорит Билл Бишоп из консалтинговой компании Brick Meets Click. Он предвидит, что из-за относительно высоких тарифов компании будет трудно пробиться среди крупных игроков. Единственным победителем в ценовой войне станет конечный покупатель.