Игра в шашечки: как вызов такси стал самым конкурентным онлайн-бизнесом | Forbes.ru
$59.38
70.07
ММВБ2132.15
BRENT61.82
RTS1131.52
GOLD1286.92

Игра в шашечки: как вызов такси стал самым конкурентным онлайн-бизнесом

читайте также
+130 просмотров за суткиПлата за Uber. Консорциум во главе с SoftBank вложит в сервис $10 млрд +42 просмотров за суткиДеловая площадка VI Санкт-Петербургского международного культурного форума – пространство диалога для предпринимателей и деятелей культуры +89 просмотров за суткиUber стремится в небо. К 2020 году может появиться сеть воздушного такси +29 просмотров за суткиОбщество потребления. Почему россияне любят стоять в очередях +8 просмотров за суткиШпионаж-конкуренция: Gett обвинил «Яндекс.Такси» в слежке за клиентами +3 просмотров за сутки Авто-техно-видео: что растет в 2017 году +215 просмотров за суткиКнижная полка миллиардера: что читают богатейшие люди планеты +45 просмотров за суткиШопинг для инвестора. В какие торговые сети стоит вложиться сейчас +3 просмотров за суткиПерестанут ли в России готовить: сервисы доставки набирают популярность +19 просмотров за суткиПолный бак. Создатели Benzuber планируют конкурировать с «Газпром нефтью» и «Лукойлом» +9 просмотров за суткиДоктор «Сникерс». Как производители продуктов поддерживают здоровый образ жизни потребителей +15 просмотров за суткиПятеро миллиардеров на один стартап: почему Билл Гейтс инвестировал в «Uber для грузовиков» Женщина у руля: Uber может возглавить глава Hewlett-Packard Enterprise Мег Уитмен +3 просмотров за суткиМашина на двоих: чего ждать от слияния «Яндекс.Такси» и Uber «Яндекс» станет совладельцем глобального бизнеса Uber +12 просмотров за суткиСостояние Воложа подскочило на $230 млн из-за сделки Uber и «Яндекс.Такси» +1 просмотров за сутки«Яндекс.Такси» и Uber объединят бизнес по онлайн-заказу поездок в России +4 просмотров за сутки«За пределами ринга»: как стартапу эффективно потратить время и деньги на поиск клиентов +7 просмотров за суткиСтратегия Uber: пан или пропал +1 просмотров за суткиСтратегия копирования для стартапов: когда отставание на пользу +3 просмотров за суткиUber для зубных протезов: можно ли раскрутить маркетплейс для стоматологов?

Игра в шашечки: как вызов такси стал самым конкурентным онлайн-бизнесом

Конкуренция среди мобильных сервисов по вызову такси обостряется. Кто из предпринимателей побеждает в этой борьбе?

В ноябре 2013 года в Москве запустился американский сервис онлайн-такси Uber. Антон Чиркунов, основатель отечественного аналогичного сервиса Wheely, стартовавшего годом ранее, изучал репортаж о конкуренте и заинтересовался фотографией на его сайте: первый пассажир в салоне «мерседеса». Его внимание привлекла не эффектная блондинка, а буклеты Wheely, торчавшие из карманов передних сидений. Антон расценил это как объявление войны: Uber явно использовал водителей и машины, с которыми работала Wheely.

Сегодня Uber — самый дорогой в мире сервис заказа такси: фонд Google Ventures прошлым летом купил в нем долю, исходя из оценки всей компании в $3,5 млрд.

Еще одним слабым местом сервиса «Яндекс.Такси», на которое когда-то обратил внимание inTaxi, была непредсказуемая стоимость поездки: у разных таксопарков разные тарифы. У GetTaxi, например, для всех водителей одна цена.

«Яндекс» ответил и на этот вызов, проанализировав статистику. Минимальное время поездки у таксопарка 30 минут, тогда как 60% заказов выполняется за меньшее время. Потребность в коротких поездках есть. Обсудив ситуацию с партнерами, «Яндекс.Такси» с 1 мая 2014 года стал указывать в приложении максимальный тариф на 10-минутную перевозку — 199 рублей. Таксопарки устанавливают цену сами, но она не должна быть выше предельной.

У таксопарков, которые получают через приложение «Яндекса» до 80% заказов, нововведение возражений не вызвало. Минимальное время 30 минут — обычная практика, чтобы компенсировать холостой ход водителя до клиента. А в случае работы с онлайн-сервисом этот путь сокращается до нескольких минут. «Предварительно мы обсуждали эти условия с каждым из наших партнеров, и возражений не поступало. Из-за введения максимального разрешенного тарифа никто не отказался от сотрудничества», — говорит Дергачев.

GetTaxi тоже не сидят сложа руки.

Но Чиркунов нашел способ уязвить именитую компанию. Он выяснил, что руководитель московского офиса Uber Павел Фаге заказывает такси через его сервис. Обнаружить это было несложно — для установки приложения на смартфон надо ввести имя и почту, одновременно происходит и привязка кредитной карты. Wheely выставила Фаге счет в десятикратном размере. Клиент не обратил внимания на сумму. Тогда, по словам Чиркунова, они известили Фаге об акции возмездия, заблокировали ему пользование приложением и вернули деньги. История закончилась перепалкой по электронной почте. По мнению Фаге, Чиркунов «повел себя не по-джентльменски, действуя исподтишка и очень непрофессионально».

Эта история — лишь один из примеров разгоревшейся конкуренции онлайн-сервисов, за два года сильно изменившей столичный рынок такси, емкость которого игроки оценивают в $0,6–1 млрд в год. Что предпринимают компании, чтобы остаться в игре?

Смена места

Сервис «Яндекс.Такси» — первый проект, реализованный Львом Воложем, сыном основателя «Яндекса» Аркадия Воложа. Как вспоминает сам Лев, он презентовал идею Тиграну Худавердяну, руководителю направления мобильных продуктов «Яндекса», во время собеседования о трудоустройстве в ноябре 2010 года. Тот в идею поверил, а вот у коллег было много сомнений: работа с офлайном, зависимость от человеческого фактора, узость ниши, несравнимая с масштабами «Яндекса». «Мы обещали на старте всего тысячу машин», — вспоминает Лев. В октябре 2011 года приложение «Яндекс.Такси» появилось в AppStore и GooglePlay.

«Яндекс» не был пионером. «Российская биржа такси» (РБТ) еще в 2008 году объединила 250 таксопарков, предложив им программное обеспечение, агрегацию (сбор заказов от пассажиров), возможность отслеживать через свой колл-центр жалобы пользователей и биржу, где можно выставить на аукцион заказы, которые парки не в состоянии сами выполнить, например из-за пробок на пути к клиенту.

Основатель РБТ Виталий Махинов вспоминает, что после выхода приложения «Яндекс.Такси» они поначалу конкуренции не почувствовали. Но уже в декабре самая крупная в России интернет-компания начала рекламу нового сервиса на множестве своих ресурсов: например, когда вы прокладываете маршрут на «Яндекс.Картах» и выбираете общественный транспорт, обязательно появится напоминание о том, что можно воспользоваться «Яндекс.Такси». Махинов в итоге отступил в регионы, где сильных конкурентов пока нет. А в Москве и Питере он договаривается подключать к «Яндекс.Такси» свои парки-партнеры, которые захотят брать заказы крупнейшего агрегатора. Сама же РБТ в Москве обрабатывает как агрегатор 33 000 заказов в неделю, в четыре раза меньше, чем «Яндекс.Такси».

Проиграла «Яндексу» в столице и компания inTaxi, запустившая свой сервис на полгода раньше, в апреле 2011 года. «Получилось, что мы подготовили для них рынок», — признает с сожалением гендиректор Михаил Асавкин. inTaxi пыталась противопоставить рекламной мощи «Яндекса» кампанию в социальных сетях и сотрудничество с популярными блогерами, которые привлекали к ним внимание пользователей и подчеркивали слабые стороны конкурента. Так, в ЖЖ Артемия Лебедева с уведомлением «Публикация щедро оплачена» в июле 2012 года появился пост «Интаксикация всей страны» с инфографикой, видеороликом и парой сотен комментариев, включая и лебедевский «Не смог пользоваться я.такси, потому что хочу выбирать цену на машину». (inTaxi к тому времени перешла на единый тариф, который устанавливается для каждого города присутствия, исходя из местных особенностей. В Москве, например, за первые 20 минут поездки берут 400 рублей.)

inTaxi первой из российских онлайн-сервисов по заказу такси опробовала новый канал продвижения услуги — договорилась с производителем бюджетных смартфонов Fly, занимающих сейчас второе место в России по продажам, о предустановке своего приложения на некоторые модели. В телефонах на Android есть система оповещения об активации приложения.

Заметив, что в каком-то городе, например в Нижнекамске с населением около 250 000 человек, появилось 1000 пользователей Fly, inTaxi рассылает владельцам смартфонов смс: «Вы можете заказать такси».

Ни Асавкин, ни директор по продажам Fly Раджив Тхакур не раскрывают условия сотрудничества. О его результатах, по словам Асавкина, судить пока рано. А в прошлом году «Яндекс.Такси» тоже начал предустанавливать свое приложение на несколько моделей Samsung, Nokia Lumia 1520 и телефоны других фирм. Представитель Samsung Яна Рожкова называет такой кобрендинг стандартной практикой, тем более что «Samsung — лидер продаж, а «Яндекс» — самая популярная поисковая система».

Ответная реакция

Для самого «Яндекса» серьезным вызовом стало появление в Москве сервиса GetTaxi израильского предпринимателя российского происхождения Шахара Вайсера (один из его основных инвесторов — Леонард Блаватник, занимающий 39-е место в глобальном рейтинге Forbes, состояние $18,7 млрд). До выхода в Москве летом 2012 года GetTaxi успел обкатать сервис в Израиле, Лондоне и Нью-Йорке.

Если «Яндекс.Такси» работает как агрегатор, то есть заключает договоры с таксопарками и виртуальными диспетчерскими, передает им заказ и на этом его функции заканчиваются, то GetTaxi (как и Uber, и Wheely) использует другую бизнес-модель. Этот сервис совмещает функции агрегатора, диспетчера, службы поддержки пользователей, а также занимается наймом и подготовкой таксистов. Поэтому и комиссия с заказа у него выше. «Яндекс.Такси», по словам источника в компании, получает 6% без НДС от таксопарка, а GetTaxi — 15% от водителя. И, конечно, Вайсер делает акцент на том, что его компания общается с водителями напрямую и следит за качеством их работы.

Набор водителей идет через таксопарки. Все кандидаты пишут диктант, сдают тест на знание Москвы. Тем, кто прошел испытание, выдается планшет с программным обеспечением. Делая заказ, клиент может заранее увидеть в лицо того, кто его повезет, — шоферы обязательно фотографируются. С каждым из них проводятся тренинги: чтобы открывали дверь пассажиру, умели пользоваться кредитными картами, не включали «Радио Шансон», если не просят, рассказывает Вайсер.

Партнеры это подтверждают. В парке транспортной компании ASAP четыреста Hyundai Equus и Ford Galaxу, половина из них подключены к «драйвербоксам» GetTaxi. По словам гендиректора ASAP Александра Старикова, за 12-часовую смену водитель выполняет 7–8 заказов от GetTaxi, и это «качественные клиенты, продвинутые люди с айфонами». Оценив влияние качественного обслуживания на выручку, он завел в штате отдела персонала специалиста, задача которого — обучать новичков. Из двухдневного тренинга полдня отводится на программу GetTaxi.

«Яндекс.Такси» теперь пристальнее следит за тем, как выполняется заказ. Правда, в компании объясняют это не конкуренцией, а новым этапом развития.

На связи одновременно бывает до 10 000 машин, вопрос о том, как обеспечить подачу такси в течение 5–7 минут, не стоит.

Можно стимулировать водителей, передавая больше заказов тем, у кого рейтинг выше. Компания разработала алгоритмы, помогающие отслеживать с помощью геолокации, передаваемых статусов и отзывов клиентов, какой партнер хороший, а какой не очень. Если водитель опаздывает или рапортует, что приехал по адресу, а на самом деле ему еще ехать 2 км, его рейтинг снижается и он автоматически получает меньше заказов. «Опоздания по прошлому году сократились», — констатирует Григорий Дергачев, руководитель «Яндекс.Такси».

С февраля 2013 года работу водителей на линии стали проверять «тайные покупатели» из специальной компании на аутсорсинге. От таксопарков стали требовать, чтобы они отвечали на звонки клиентов, а тех, кто не выполняет условия, отключают от сервиса, для начала на сутки. Если летом прошлого года количество незавершенных заказов — отмененных клиентом или сорванных водителем — составляло 15%, то сейчас этот показатель упал до 9%.

Пользователи недовольны, что водитель включает счетчик, не успев припарковаться? Выяснилось, что не у всех партнеров практикуется бесплатное минимальное ожидание. «Есть вещи, которые нужны пользователям, — говорит Дергачев из «Яндекс.Такси». — Мы создали дополнение к договору и вписали в него пять минут бесплатного ожидания».

Нажмите на картинку для увеличения масштаба

Пользователи GetTaxi, Wheely и Uber изначально могли расплачиваться за такси кредиткой. У клиентов «Яндекс.Такси» такая возможность появилась только в феврале этого года. Правда, чтобы расплачиваться пластиком, карту нужно привязать к сервису «Яндекс.Деньги». Ограничение в компании объясняют «плотной очередью» на разработку других, более важных, функций и признают, что доля таких расчетов «не очень большая» (у GetTaxi кредитной картой платят за треть поездок, у Wheely — за все).

В Нью-Йорке уже нашли способ предоставлять пассажиру дополнительную услугу. В партнерстве с компанией Wun-Wun организовали попутную доставку цветов, например, или пиццы: клиент садится в машину, а заказ уже там. Новые услуги, опробованные на других рынках, могут появиться и в России. Самое большое нововведение — создание карты спроса на базе исторической статистики. Водитель сможет видеть, где в это время растет спрос, где больше машин.

Рынок 2:0

Сейчас в системе «Яндекс.Такси» около 200 партнеров, за неделю компания передает им около 110 000 заказов. «У нас схожие цифры, около 120 000 заказов в неделю, — говорит Шахар Вайсер. — Но выручка с заказа выше».

В 2013 году «Яндекс.Такси» заработала на комиссиях от таксопарков $4,2 млн. GetTaxi, инвестировавший в российский рынок $15 млн, свои финансовые показатели не раскрывает.

По числу водителей, использующих сервис, «Яндекс.Такси» вне конкуренции (см. графики). Однако, согласно рейтингу популярности веб-приложений аналитической фирмы App Annie, основанному на анализе загрузок для iOS и Android, «Яндекс.Такси» утратила первое место, а у остальных, включая новичка Uber, есть прогресс. «Проседание в рейтинге — обычное дело, когда приложение долго не обновляется, — объясняет Дергачев. — А мы действительно свое приложение давно не обновляли, но готовимся к серьезному апдейту».

Менять бизнес-модель «Яндекс.Такси» не планирует, предпочитая использовать инфраструктуру сторонних разработчиков софта, диспетчерских и таксопарков.

Чей подход окажется эффективнее, пока сказать трудно.

Очевидно, что конкуренция усилится, новые игроки точно появятся. И совсем не обязательно это будет стартап очередного интернет-предпринимателя. Так, один из партнеров «Яндекс.Такси», таксопарк «Такси-Ритм», работает с сервисом с момента его запуска и получает через него около четверти заказов. У «Такси-Ритм» есть свой софт для диспетчерской и биржи обмена заказами с тремя дружественными таксопарками. Сейчас, по словам гендиректора Дамира Курмаева, команда программистов из России, Украины и Белоруссии разрабатывает по его заказу «более быстрое, удобное и качественное приложение», включающее еще и функцию агрегации.

Еще пример. Феликс Маргарян, гендиректор «Новой транспортной компании» (бренд «Новое желтое такси»), которая никогда не сотрудничала с онлайн-сервисами, уверен, что лояльные клиенты от него не уйдут. Потому что у него все по правилам: техосмотр машины, обследование водителя, страховка пассажира и его багажа, самого таксиста и машины. «Мы из-за них [агрегаторов] выручку не теряем, в 2013 году она выросла на 20%, — хвастается он. — Клиент понимает, что обращаться нужно туда, где качество». В июне «Новое желтое такси» запускает собственное приложение для смартфонов.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться