Forbes
$64.59
72.41
ММВБ1993.35
BRENT49.58
RTS973.43
GOLD1321.33
Иван Просветов Иван Просветов
заместитель главного редактора Forbes 
Поделиться
0
0

«Россия для Subway – второй по величине рынок в Европе»

«Россия для Subway – второй по величине рынок в Европе»
ТАСС/ Интерпресс/ Петр Ковалев
Почему Subway Russia не чувствует политического кризиса и привлекает новых франчайзи

Subway – главный конкурент McDonald’s по всему миру и в России. У первой сети почти 43 700 ресторанов в 119 странах, у второй – около 36 000. В России работают 520 «макдоналдсов» и 660 «сабвэев». Если McDonald’s открывает в нашей стране только собственные рестораны, то Subway развивается по франчайзингу. В 2012 году Subway Russia Service Company возглавил Джон Оуэн, проработавший 30 лет в американском McDonald’s и перед уходом занимавший пост вице-президента по стратегическому планированию. С того момента сеть Subway расширилась почти вдвое. Джон Оуэн рассказал Forbes, как российский Subway переживает экономический кризис и чем российские франчайзи и потребители отличаются от иностранных.

Forbes: Для Subway 2014-2015 годы оказались самыми неудачными за 10 лет работы в России. В начале прошлого года в сети насчитывалось 650 ресторанов, сейчас – 660. В 2014 году вы расторгли контракты с двумя франчайзи. И темпы роста сами по себе снизились.

Джон Оуэн: Да, это правда, у нас не такой прирост, какой был в прошлом. Но в российском ритейле в целом наблюдается снижение, что связано с экономической ситуацией и падением рубля. Тем не менее наши франчайзи продолжают достаточно активно открывать рестораны – около 100 в этом году.

Forbes: Насколько помогло снижение паушального взноса для франчайзи почти на 40% в долларовом выражении?

Д.О.: Мера оказалась действенной. Некоторые новые франчайзи решили присоединиться к нам по этой причине. Когда мы в марте договорились о снижении с штаб-квартирой Subway, мы хотели, чтобы в рублевом эквиваленте взнос остался примерно таким же, как прежде. Доход Subway от продажи франшиз, разумеется, от этого снизился. Но мы рассматриваем вопрос в долгосрочной перспективе, для нас важно, чтобы у нас появлялись новые франчайзи, а существующие – открывали новые рестораны.

Эту меру компания рассматривает как вложение в свое будущее.

Forbes: Насколько российский рынок значим для Subway? 670 ресторанов – это 1,5% от их мирового количества.

Д.О.: На самом деле в течение уже двух лет Россия для Subway – второй по величине рынок в Европе после Великобритании и седьмой в мире. Так что в долгосрочной перспективе он очень интересен для компании, и мы надеемся на дальнейший рост. Кстати, локомотивами нашего развития являются не только Москва и Санкт-Петербург, но и региональные города. К примеру, в Петербурге у нас 53 ресторана, а в Челябинске – 47, в Астрахани – 21. Мы продвигаем свою франшизу везде. То есть не сосредотачиваем силы на отдельных регионах. Названные цифры – это результат активности наших франчайзи.

Forbes: Три года тому назад вы возглавили Subway Russia Service Company. Могли бы сравнить ситуацию на российском рынке фастфуда тогда и теперь?

Д.О.: Тогда, в 2012 году, я впервые посетил Россию. Я был приятно удивлен состоянием рынка и теми возможностями, какие он предоставляет. Когда я приехал, у  Subway был 351 ресторан, в дальнейшем их количество выросло в два раза. Разумеется, на рынке выросла и конкуренция. Но это даже хорошо: чем больше ресторанов появляется, тем больше людей начинают есть вне своего дома. Российский рынок фастфуда еще не насыщен. Так что рост конкуренции для нас положительная тенденция.

Forbes: Российский потребитель Subway отличается от потребителя в других странах?

Д.О.: В России чаще приходят в Subway с целью пообщаться, провести время и гораздо реже берут еду с собой, чем, например, в Америке. Исходя из этого, при разработке дизайна российских ресторанов мы делаем упор на комфорт и уют.

Forbes: Вы сами часто ходите в заведения фастфуда?

Д.О.: Почти каждый день, когда я нахожусь в офисе. Наш офис в Санкт-Петербурге находится над рестораном Subway, и я хожу туда обедать.

Forbes: А у конкурентов бываете?

Д.О.: Да, это часть моей работы. Всегда очень интересно посмотреть, что происходит у конкурентов – сколько посетителей, какие есть предложения.

Forbes: Акционером какой российской сети вы хотели бы стать, если бы появилась возможность?

Д.О.: Subway (смеется). Если серьезно, то я никогда не рассматривал российские сети в данном ключе. Я посещаю различные места и не могу что-то выделить конкретно.

Forbes: Сейчас в России Subway по количеству ресторанов опережает McDonald’s. А что с финансовыми показателями? Могли бы вы назвать выручку российской сети?

Д.О.: Будучи частной компанией, мы не раскрываем такую информацию. Успех может измеряться другими показателями. Доход одного ресторана McDonald’s выше, чем одной точки Subway. Но мы открываем рестораны, разные по размерам – площадь может варьироваться от 30 до 150 квадратных метров. Если говорить об инвестициях, то быстрее окупается вариант Subway.

Forbes: В 2010 году средний чек у российского Subway составлял 184 рубля. Какой он сейчас?

Д.О.: Около 250 рублей. Рост на 8% по сравнению с прошлым годом.

Forbes: По причине повышения цен?

Д.О.: Это комбинация того, что и цены поднялись из-за инфляции, и посетители готовы тратить больше на еду и напитки.

Forbes: Были случаи отказа франчайзи от партнерства с Subway из-за сложной экономической ситуации?

Д.О.: Да, были. В частности, когда рубль упал и арендные ставки, привязанные к доллару или евро, выросли, а владельцы торговых центров не шли на урегулирование проблемы.

Forbes: Отказывались от открытия новых ресторанов или вообще от работы с Subway?

Д.О.: Было и то и другое. Но, повторюсь, инвесторы к нам так же приходят. В этом году у нас появилось 13 новых франчайзи. Под новыми партнерами мы подразумеваем тех, кто приобретает франшизы впервые.

Forbes: А в прошлом году вы расторгли договоры с двумя франчайзи, которые теперь открывают собственные заведения со схожей концепцией – GlowSubs и StarSubs.

Д.О.: Имитация означает, что наш бренд успешен. В этих конкретных случаях вы говорите о франчайзи, у которых были грубые нарушения договора коммерческой концессии и не соблюдены условия использования торговой марки Subway. Эти случаи связаны с нарушениями российского законодательства, которые в настоящее время рассматриваются в судебном порядке.

Forbes: Сказались ли на бизнесе Subway напряженные политические отношения России с США?

Д.О.: Мы не заметили такой тенденции. Дело в том, что сеть Subway в России – это российский бизнес. Есть компания Subway Russia LLC – держатель мастер-франшизы, у нее примерно 15 американских инвесторов. И есть четыре компании, которые представляют здесь ее интересы: Subway Russia Service Company – создание инфраструктуры для франчайзи, помощь в управлении ресторанами,  Subway Russia Development Company – предпродажная подготовка франшиз и заключение договоров коммерческой концессии, Subway Russia Marketing Company – маркетинг и реклама, Subway Russia Real Estate Company – вопросы подбора и аренды недвижимости. У всех этих четырех компаний – российские собственники. Только в двух из них в числе учредителей есть граждане США, но их доля меньше 25%. Если говорить о менеджменте, то я – единственный иностранный сотрудник. И мы работаем примерно с 300 российскими предпринимателями, у которых есть 670 маленьких бизнесов – ресторанов в 131 городе. Естественно, когда было введено продуктовое эмбарго, это повлияло на нашу систему поставок. 

Но еще до санкций 85% наших поставщиков были российскими, и к настоящему моменту их доля возросла.

Forbes: Ваши финансовые показатели, по всей видимости, ниже тех, что планировались на 2014-2015 годы. Что должно произойти, чтобы прежние расчеты оправдались?

Д.О.: Мы все надеемся – и компания, и франчайзи, что состояние российской экономики будет улучшаться. Сейчас говорят, что ВВП за четвертый квартал будет менее пессимистичным, чем за третий. Если позитивный тренд сохранится, тогда и возрастет уверенность инвесторов, они больше будут вкладывать в развитие бизнеса.

Forbes: Можете спрогнозировать, когда произойдет улучшение?

Д.О.: Очень сложно предугадать будущее. Мы будем прикладывать все усилия, чтобы наши франчайзи были довольны своим решением о покупке франшизы Subway. Мы объясняем им, что это долгосрочные инвестиции и с положительными изменениями в экономике они должны оправдаться.

Поделиться
0
0
Ключевые слова: ,
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Forbes 08/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.