К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Гендиректор «Санрайз Тур»: «Если Турцию закроют, катастрофы не будет»

Фото пресс-службы «Санрайз Тур»
Фото пресс-службы «Санрайз Тур»
Дмитрий Мазуров в интервью Forbes – о последствиях возможного запрета на полеты в Турцию, развитии внутреннего туризма и налоговых претензиях к его компании

Генеральный директор ООО «Санрайз Тур» Дмитрий Мазуров обвиняется в уклонении от уплаты 650 млн рублей налогов в 2008-2010 годах. Уголовное дело ГСУ СКР по Москве возбудило еще в декабре 2013 года. По версии следствия, Мазуров заключал договоры с зарегистрированной на Виргинских островах офшорной компанией United Travel Services Ltd (UTS), согласно которым иностранная компания выступала как туроператор, а российская – как турагент. О претензиях в свой адрес, текущем состоянии туристического рынка и перспективах закрытия турецкого направления предприниматель рассказал в интервью Forbes.

«Туроператорам придется кардинально менять планы»

— Какой бизнес для «Санрайз Тур» является ключевым?

— В настоящий момент розничный, включая онлайн-продажи. До судебных дел был туроператорский. Ключевым направлением для нас была Турция, мы имели на нем хорошую долю рынка, работали в высоком ценовом сегменте. Зимой мы специализировались на горнолыжных турах в Европу (Австрия, Италия). Цена вхождения на египетский рынок была достаточно высока, и нам хватало «горнолыжки».

 

— С кем вы конкурировали на турецком рынке?

— Сейчас, боюсь, мы уже ни с кем не конкурируем, а раньше в Москве конкурировали со всеми крупными операторами – Pegas,  Coral, TUI.

 

— Турция сегодня сбила российский самолет, в Госдуме предложили закрыть турецкое направление. Чем это грозит российскому туристическому бизнесу?

— Я не исключаю, что предложение будет принято. Летний турпоток следующего года упадет, но я думаю, позднее он перераспределится между другими направлениями, в числе которых Греция, Кипр, большая часть поедет в Крым и Сочи. Катастрофы не будет, где-то отдыхать все равно будут.

— Что поменяется в работе туроператоров из-за ссоры России с Турцией?

 

— Закрытие полетов в Турцию в зимний период существенно не скажется на туроператорах, которые туда отправляют туристов, так как доля данного направления незначительна, а вот летом им придется кардинально менять свои полетные планы и осваивать новые направления. Учитывая сегодняшний тренд, я думаю, что это будет Россия.

«Египет зимой кормил весь туррынок»

— Могут ли быть закрыты другие ближневосточные направления?

— Могут. Из других курортов ближневосточного направления хорошо продаются ОАЭ. Туристы будут перетекать из Египта и туда, если это направление не закроют.

— Насколько сильно ударили по российскому туристическому рынку запреты на перелеты в Египет?

— Лето для туристического бизнеса прошло достаточно хорошо. К наступающей зиме случился запрет на полеты в Египет. А это одно из самых массовых направлений в этот период. Зима сама по себе означает сокращение потока туристов. Египет зимой кормил весь туррынок, и его доля, по моей оценке, составляла около 50% от всех продаж. Примерные потери в настоящий момент — порядка 1,7 млрд рублей. Направление не досчитается миллионов туристов.

 

— Как запрет повлиял на бизнес туроператоров?

— Операторы в срочном порядке начали перекраивать планы. Тем туристам, кто должен быть вылетать на следующий день после введения запрета, предложили альтернативные направления – Турция, Кипр. Большинство крупных российских операторов – это турецкие операторы. Самолеты полетели на Турцию, а потом полетели за людьми в Египет. Многие перенаправили самолеты на индийское направление – на Гоа. Потери происходят из-за того, что приходится резать полетные программы, аннулировать квоты в отелях.

— Куда будет перенаправлен турпоток в случае запретов не только на Египет, но и на Турцию?

— Туроператоры будут учитывать ценовой сегмент, поскольку ценовая составляющая важна для большинства людей. Египет и Турция  — одни из самых демократичных по цене направлений, поэтому часть потока туристов, наверное, не сможет поехать никуда. Пока цена курортов Юго-Восточной Азии, которые предлагаются как альтернатива, существенно выше Египта и Турции. А Кипр, который может конкурировать по цене, проигрывает по климатическим условиям в зимний период.

 

— В связи с угрозой терактов в Европе и парижскими событиями, по вашей оценке, упадет спрос на горнолыжные туры в Европу?

— Я думаю, он упадет, но вырастет спрос на российские горнолыжные курорты. После терактов в Париже, по моим ощущениям, падение организованных туров во Францию произошло до нуля. По индивидуальным бронированиям  люди, наверное, летают, но продажи пакетных туров упали.

Сейчас очевиден тренд на развитие внутреннего туризма. Туристический рынок не будет работать исключительно на выезд, он будет развиваться и в России. Сочи лидирует по объему и глубине продаж в качестве горнолыжного направления. Отдых там сравним с Европой и по стоимости, и по качеству сервиса.

«Тяжело конкурировать, когда на рынке демпингуют»

— В Думе обсуждается возможность выездных виз. Насколько это ударит по туристическому рынку, если инициатива будет принята?

 

— Мне кажется, идея выездных виз – не запретить, а проинформировать клиентов о безопасности путешествия за границу. Это инструкция по опасным и безопасным направлениям. Безопасность – вещь правильная. Думаю, никаких глобальных падений турпотока не будет.

— Каков ваш прогноз по ситуации на рынке?

— Я думаю, что рынок сейчас продаст туры на Новый год и до марта месяца «умрет». Падение по сравнению с прошлым Новым годом с учетом того, что Египет занимал большую долю – 30-40%. Все туроператоры заняты сейчас сокращением издержек и разработкой альтернативных продуктов, которые должны заменить Египет. Скорее всего, с точки зрения доходности таким направлением станет Юго-Восточная Азия.

— Как, на ваш взгляд, повлиял на туристический рынок уход «Трансаэро»?

 

— Я считаю, что позитивно. Для туристического рынка это хорошо, не будет такого демпинга, люди более серьезно будут подходить к планированию и ценообразованию. Тяжело конкурировать, когда на рынке демпингуют.

«Доходность бизнеса по выводам налоговой составила 700%»

— Налоговые претензии к вам появились после нескольких плановых проверок налоговой службы в «Санрайз Тур» в 2013 году. С чем были связаны претензии?

— Компания «Санрайз Тур» продавала пакетные туры клиентам, и для взаиморасчетов с контрагентами мы использовали международную компанию, зарегистрированную на Виргинских островах. Это является стандартной практикой и экономически целесообразно. Выручка, полученная от продажи туров, перечислялась на эту компанию, и она, в свою очередь, перечисляла денежные средства многочисленным зарубежным контрагентам в страны, где отдыхали наши туристы. Работать с одним контрагентом проще и выгоднее – это один паспорт сделки, минимизация расходов на содержание финансовой службы, снижение затрат на конвертацию. С юридической точки зрения мы выступали в качестве агента, налоговая переквалифицировала деятельность в туроператорскую, приняв оборот компании без вычета затрат на проживание туристов за налогооблагаемую базу.

— Какие претензии к вам с финансовой точки зрения?

 

— Вопросы возникли из-за того, что компания своевременно не предоставила документы, подтверждающие расходы на оплату проживания в отелях порядка 200 000 туристов. Доходность бизнеса компании «Санрайз Тур» по выводам налоговой инспекции составила порядка 700%, что является абсурдом. В реальности валовая рентабельность турагентского бизнеса составляет порядка 10%, а маржинальная рентабельность туроператора – 0,5-1%. Это высокооборотистый и низкомаржинальный бизнес.

— А какова была реальная выручка компании на тот момент?

— Это были миллиарды рублей в год.

— Как претензии налоговой службы и обвинения в ваш адрес могут повлиять на деятельность самой компании?

 

— Могут возникнуть репутационные риски, связанные с шумихой вокруг процесса. В результате налоговой проверки туроператорский бизнес существенно сократился. В планах компании выйти на объем отправки 40-50 000 туристов в год, но если дело не будет закрыто, мы останемся на текущих позициях – 10-15 000 туристов. В сегменте розничных продаж – риски падения минимальны.

— Допускаете ли вы ошибку внутри компании?

— Решение налоговой инспекции было вынесено в июле 2013 года. На тот момент я уже не влиял на работу общества, которое проверяли. Поэтому я не владею информацией, почему общество своевременно не предоставило документы, подтверждающие расходы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+