Игры по-взрослому: как устроен бизнес российской «Кидзании» - Компании
$55.91
60.69
ММВБ1964.14
BRENT52.29
RTS1106.89
GOLD1271.28

Игры по-взрослому: как устроен бизнес российской «Кидзании»

читайте также
+17 просмотров за суткиСлим против Трампа: миллиардер научит мигрантов получать гражданство США +3 просмотров за суткиКак заработать на глобальных рынках в 2017 году? Конфликты интересов: почему Трамп не продал бизнес и что ждет экономику США Жизнь после «Копейки». Александр Самонов возвращается в ритейл 10 крупнейших торговых компаний России — 2016 Как автодилеры справляются с кризисом Почему Airbnb стоит дороже Hilton и Mariott Аптекарское дело: партнер Ротенбергов создаст фармацевтический реестр Уроки китайского: как российские ритейлеры зарабатывают на покупателях из КНР Крупные рыбы: кто делит рынок черной икры в России Как по маслу: крупнейший в России производитель майонеза изобретает здоровые продукты и кормит Азию Дмитрий Костыгин: "Мы необузданные оптимисты" "Производство некоторых позиций обуви в России сейчас обходится на 30% дешевле, чем в Китае" Слышал Мезатон: проблема с исчезнувшим препаратом совсем не в том, в чем кажется Ликвидация дырок: как «Карат» сменил акционера и реанимировал свои сырные бренды На таблетках: как наследники Игоря Рудинского пытаются вернуть его компанию к жизни Лекарство от жадности: почему крупнейшая фармацевтическая компания США оказалась на грани банкротства Мир бездонный: получилось ли у Геннадия Тимченко создать сильный бренд питьевой воды «Мы имеем дело с государственным рейдерством»: к чему может привести принудительная передача патентов "Для Lamoda бизнес в России – это игра вдолгую" Феномен Шкрели: как стать главным злодеем Америки

Игры по-взрослому: как устроен бизнес российской «Кидзании»

Фото KidZania Moscow
Интернет-предприниматель Геворк Саркисян четыре года бился за контракт на создание самого большого в Европе детского обучающего мини-города

В среду 27 января на четвертом этаже торгового центра «Авиапарк» было довольно многолюдно, несмотря на кризисное затишье. Миллиардер Рубен Варданян, гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов, корейские топ-менеджеры из Samsung и певец Олег Газманов один за другим подходили к стойке регистрации, как в аэропорте, и, получив от девушек в форме стюардесс цветной браслет на руку, наушники и лазерную указку, поднимались по трапу в настоящий самолет. Пройдя вслед за провожатыми через салон самолета с пилотскими авиасимуляторами, они оказывались в полной темноте. «Здравствуйте, вы находитесь в точке сингулярности», — вещал голос в наушниках, и в потоках слепящего света, как на заставке голливудского блокбастера, появлялись детские силуэты. В темном лабиринте, по которому двигались гости, свет выхватывал то студию «Европы Плюс», где шел прямой эфир, то регистратуру клиники «Медси», то полицейский участок. Всюду кипела работа, но выполняли ее дети (артисты из театра-студии «Непоседы»). Заканчивалось путешествие на сцене театра перед полным залом девочек в вечерних платьях и мальчиков в смокингах — они бурно аплодировали и кричали «браво» ошалевшим руководителям российских и зарубежных корпораций, стоящим у рампы.

Так в Москве открылся самый большой в Европе детский развлекательный парк «Кидзания» — мини-город для ребят от 4 до 14 лет, где они могут пробовать себя в разных профессиях и получать знания об окружающем мире. Этот проект мексиканского бизнесмена Хавьера Лопеса Анконы существует с 1999 года и до недавнего времени объединял 20 парков в 17 странах мира: Англии, Мексике, Японии, Индонезии, Португалии, ОАЭ, Южной Корее, Малайзии, Чили, Таиланде, Кувейте, Индии, Египте, Турции, Саудовской Аравии, Бразилии и на Филиппинах.

Россия стала 18-й страной в этом списке благодаря интернет-предпринимателю Геворку Саркисяну. Московская, 21-я по счету «Кидзания» открыта по франшизе его компанией «Иннова» и сегодня считается самой большой в Европе. На территории 10 000 кв. м дети могут попробовать себя более чем в сотне профессий при помощи крупнейших мировых и российских корпораций, таких как Danone,  Ferrero, Colgate-Palmolive, PepsiCo, «Алроса», «Альфа-банк» и др.

Все началось в  2009 году, когда Саркисян, находясь в Сеуле, услышал о строительстве «Кидзании» и, заинтересовавшись, полетел в Токио, где к тому времени парк был уже открыт. Увиденное ему так понравилось, что вскоре он отправился в Мехико в надежде пробиться к основателю «Кидзании». На эту авантюру у Саркисяна был всего один день. К Анконе его так и не пустили. Даже с  заместителем президента «Кидзании» удалось встретиться только с шестой попытки. «Поскольку он американец, встреча проходила в Лос-Анджелесе, — вспоминает Саркисян. — Я целый час рассказывал ему о своем видении российской «Кидзании», показывал наши работы в области креатива и дизайна, а он все это время смотрел на меня просто как на тинейджера — и конечно, не верил.  Ведь никакого опыта в управлении парками развлечений у меня не было».

Саркисян родился в августе 1982 года в Ереване, в 2002 году окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова и четыре года проработал в министерстве по налогам и сборам и Минфине. В 2006 году он ушел с госслужбы и основал компанию «Иннова», которая занималась адаптацией иностранных онлайн-игр, а потом открыла онлайн-кинотеатр «Аййо». В 2013 году российский Forbes оценивал выручку «Инновы» в $50 млн. Сейчас, по словам Саркисяна,  она (без учета «Кидзании») составляет несколько миллиардов рублей в год.

Переговоры Саркисяна с мексиканцами продолжались четыре года. После той встречи в Лос-Анджелесе «Иннова» за несколько дней сняла короткометражный фильм «о философии, которую хотелось бы вложить в «Кидзанию», продолжает Саркисян. Мексиканскую команду это впечатлило. Конкурентом Innova была, к примеру, саудовская Alshaya Retail (семейная компания, основанная в 1890 году, управляет 70 глобальными брендами, включая Kidzaniа, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Турции и Европе), которая хотела открыть парк вместе с группой Crocus Араса Агаларова. Однако в конце 2013 года мексиканцы дали франшизу на «Кидзанию» компании Саркисяна. «Были и другие желающие, но «Кидзания» старалась держать нейтралитет, — рассказывает предприниматель. — Уже после того, как мы анонсировали открытие, на меня вышел один человек, который лоббировал для себя контракт на российскую «Кидзанию» через Карлоса Слима. Но поскольку его восхитило, что у нас получилось то, что не вышло у него, мы сразу стали друзьями».

Инвестиции в проект составляют более $30 млн, из них 20%, по словам Саркисяна, — это взносы компаний-партнеров, а остальное — вложения акционеров «Инновы» (соучредителями компании вместе с Саркисяном были несколько предпринимателей; два из них, Олег Самбикин и Василий Медведев, в 2009-м ушли из «Инновы» и продали свои доли; с декабря 2012 года, согласно базе данных СПАРК, 100% акций «Иннова Системс» принадлежит кипрской компании  «Мелифорте Лимитед», состав бенефициаров не раскрывается). Срок окупаемости российской «Кидзании» с учетом экономического кризиса «Иннова» оценивает в пять лет — при условии, что  мини-город будут посещать  около 1 млн гостей в год (билеты для детей за четырехчасовой визит стоят 1200 рублей в будни и 1500 рублей в выходные, для сопровождающих взрослых – 700 рублей).

Помимо родителей с детьми, посещающими «Авиапарк», «Иннова» рассчитывает на групповые экскурсии для школьников. Хотя проект поддерживает правительство Москвы, централизованной разнарядки от департамента образования, по словам Саркисяна, не будет: «Будем договариваться с каждой школой по отдельности». Российская команда «Кидзании» достаточно велика для этой задачи — 500 человек. Крупный риск для проекта заключается в волатильности курса рубля к доллару — ежегодные роялти выплачиваются в американской валюте. При этом среднегодовой курс доллара, заложенный в бизнес-план «Кидзании», — 55-60 рублей, что сегодня звучит довольно оптимистично. Но, похоже, Саркисян уже нашел способ захеджироваться. «Есть планы заниматься «Кидзаниями» не только в России. Уже в этом году мы анонсируем открытие парка в одной из европейских стран», — обещает он.