К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Сланцевый пузырь: как нефтяная компания получила оценку в 75 прибылей

Фото Reuters
Фото Reuters
Бывший «осколок» корпорации Enron, компания EOG Resources сделала ставку не на сланцевый газ, а на сланцевую нефть, и котировки ее акций за 10 лет выросли на 700%

Пожалуй, не найдется человека, который бы сделал так же много для развития сланцевой революции и при этом воспользовался этим трендом с наибольшей выгодой, чем Марк Папа, 66-летний председатель совета директоров нефтяной компании EOG Resources. Поэтому странно слышать его слова о том, что Великий американский нефтяной бум, который он помогал создавать, «не будет таким уж масштабным, как многие думают».

«Шансы США быть независимой нефтяной державой весьма малы», — добавляет он. График в его руках показывает, как разные месторождения будут участвовать в будущих поставках нефти. И среди них явно доминируют две области: сланцевые районы Bakken в Северной Дакоте и Eagle Ford на юге Техаса. Эти два месторождения при помощи технологий гидравлического разрыва пласта и горизонтального бурения обеспечили основную часть 43%-ного скачка в нефтедобыче США за последние пять лет. Они содержат, предположительно, 25 млрд баррелей извлекаемой нефти, и каждый из районов вскоре может выйти на уровень добычи 1 млн баррелей в день.

А что же с другими крупными сланцевыми месторождениями Америки? «Даже третий по величине нефтяной район Permian Basin, располагающийся на территории Техаса и Нью-Мексико, не сможет с ними сравниться», — говорит Марк Папа. «Мы исследовали новые районы с геологической точки зрения, — добавляет он, показывая на графики. — Несмотря на десятки открытых сланцевых месторождений, очень многие из них будут иметь нулевую ценность».

 

Зачем слушать Марка Папу? Потому что под его руководством акции EOG принесли инвесторам доход 700% за последние 10 лет, это больше, чем у какой-либо другой значимой американской нефтяной компании. Рыночная капитализация EOG превышает $42 млрд, а рынок оценивает ее в 75 годовых прибылей 2012 года. Если исходить из прогноза на 2013 год, то коэффициент P/E равняется 21: даже это значение существенно выше мультипликатора ExxonMobil или Chevron (10-12). За последние пять лет среднегодовой прирост добычи EOG составлял 37%, и теперь компания производит 190 000 баррелей в день.

На самой ранней стадии бума сланцевого газа EOG Resources — тогда еще подразделение Enron — была одной из первых компаний, кто начал работать в районе Bakken и исследовал Eagle Ford. В отличие от своих конкурентов вроде Chesapeake Energy, EOG не погрязла в долгах, пытаясь скупить как можно больше земель с запасами. На самом деле, Марк Папа даже продал часть земель, которые посчитал неперспективными, «дуракам», обезумевшим от желания заработать на сланцевом буме.

 

Теперь, когда скупка земель закончилась, большинство компаний поняли, что не в состоянии пробурить столько площадей. А цены на землю между тем упали. Недавно корпорация Hess продала избыточные площади с убытком в $800 млн для себя. «В этой игре в «музыкальные стулья» музыка неожиданно смолкла», — говорит Карл Триколи, президент инвестиционной компании Denham Capital. При этом EOG успела «сесть на стул» или даже на два стула сразу.

Геологическая разведка в Пенсильвании, Техасе и Луизиане ясно показывали, что там имеются огромные запасы сланцевого газа. Как насчет нефти? Эксперты в этом сомневались, но в конце 2006 года EOG опровергла их прогнозы, проведя бурение в районе Bakken. Компания держала свое открытие в секрете. На стратегическом собрании руководства компании в октябре 2007 года Марк Папа объявил: нефтяные компании нашли столько сланцевого газа, что «мы, вероятно, обвалили рынок на 20 лет вперед». Поэтому, сказал он, EOG смещает свои интересы исключительно в сторону нефти.

Несмотря на рост цен на газ до рекордных $14 за 1000 кубических футов в 2008 году, Марк Папа придерживался своего плана. «Мы уже знали, что удар судьбы предрешен», — вспоминает Папа. Так и случилось. Цены рухнули в 2009 году, приземлившись на отметке ниже $2 в начале 2012 года. А EOG тем временем приобретала лучшие нефтеносные участки в Северной Дакоте и Техасе.

 

Из 26 млрд баррелей сланцевой нефти, числящихся в запасах EOG в Eagle Ford, компания сможет добыть только 2,2 млрд баррелей. Коэффициент нефтеотдачи составляет всего 8,5%, что является стандартным показателем для игроков сланцевого рынка. Но этот результат выглядит совершенно бледно по сравнению с 30%, характерными для обычной нефтедобычи. Повышение коэффициента всего на один процент позволит EOG получить на 200 млн баррелей больше. Поэтому рост нефтеотдачи — одна из главных целей компании: за следующие 15 лет она собирается пробурить еще 10 000 скважин.

Аналитик Боб Бракетт из Bernstein Research считает, что крупные нефтяные корпорации, располагающие миллиардами свободных средств вроде Chevron, будут искать возможность купить такую успешную компанию, как EOG. Марк Папа, которому принадлежит пакет акций EOG стоимостью около $200 млн, дипломатично отвечает: «Мы никогда не готовили нашу компанию на продажу».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+