Инвесторы жалуются на «Транснефть» | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Инвесторы жалуются на «Транснефть»

читайте также
+341 просмотров за суткиПодборка статей нашего первого главреда Пола Хлебникова +3706 просмотров за суткиАлександр Солженицын — Полу Хлебникову: «Им даже в голову не приходит покаяться» +3294 просмотров за суткиПодозреваемый в убийстве первого главреда российского Forbes Пола Хлебникова задержан в Киеве +1627 просмотров за суткиForbes рекомендует. Все самое важное и интересное за неделю +3396 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +3862 просмотров за суткиК новогоднему столу. Почему в России выросли цены на красную икру +3346 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода +1413 просмотров за суткиБронежилет для смартфона. Как бизнесу защититься от вирусов-вымогателей +757 просмотров за суткиБывший глава IBM Луис Герстнер рассказал об умении принимать решения вовремя +938 просмотров за суткиМосква без турникетов: чем закончится очередное обещание облегчить жизнь пассажирам +898 просмотров за сутки«Мальчики из Берсерк-ли» прижали конкурентов и построили империю мороженого в США +5200 просмотров за суткиTesla Semi. Миллиардер Илон Маск показал электромобили будущего +1653 просмотров за суткиВстречный прием. Как бизнесмен и чемпион мира по самбо стал президентом Монголии +379 просмотров за суткиКонец томатной войны: в Россию поступила первая партия запрещенных овощей из Турции +298 просмотров за суткиШотландия полностью перейдет на «зеленую» энергетику к 2020 году +272 просмотров за суткиНесимметричный ответ. Зачем приравнивать СМИ к иностранным агентам +6807 просмотров за суткиСамые высокооплачиваемые молодые знаменитости 2017. Рейтинг Forbes +878 просмотров за сутки«Аэрофлот» заплатит за перевозку пассажиров разорившихся авиакомпаний +603 просмотров за суткиИстория о свержении Мугабе. Почему переворот невозможен даже в Африке +988 просмотров за суткиНефтяной марафон. 10 стран-лидеров по экспорту «черного золота» +606 просмотров за суткиС чувством собственного достоинства: чем интересен новый Renault Duster

Инвесторы жалуются на «Транснефть»

Николай Токарев Фото Квадра Медиа / PhotoXPress
Несколько иностранных и российских фондов утверждают, что дивидендная политика нефтетранспортной компании ухудшает инвестклимат в России

Как выяснил Forbes, несколько иностранных и российских инвесторов обратились в различные органы власти с жалобами на дивидендную политику «Транснефти». Содержание писем похоже.

«Мы обеспокоены различными проблемами в области корпоративного управления «Транснефти», которые существенно подрывают привлекательность инвестиций в российские госкомпании <…> Особую обеспокоенность вызывает подход «Транснефти» к распределению дивидендов, который, в случае сохранения в будущем, будет приводить к несправедливому отношению к инвесторам и негативному влиянию на имидж российских госкомпаний», — говорится в письме фонда UFG Asset Management премьер-министру Дмитрию Медведеву, первому вице-премьеру Игорю Шувалову, помощнику президента Андрею Белоусову и руководителю Росимущества Дмитрию Пристанскову.

Этим же людям адресовано письмо Prosperity Capital Management: «Мы обеспокоены стремлением «Транснефти» накопить чистую прибыль. Консолидированные отчеты группы компаний «Транснефть» показывают, что 95% выручки группы генерируется головной компанией. Тогда как чистая прибыль головной компании в концу года (например, в 2013-2014 годах) это маленькая часть (7-20%) от чистой прибыли группы <…> Это показывает, что чистая прибыль «Транснефти» искусственно преуменьшена путем перевода ее на дочерние компании».

УК «Лидер» обращается к министру экономического развития Алексею Улюкаеву: «Хотели бы высказать свою озабоченность по вопросу дивидендной политики одного из крупнейших эмитентов на российском финансовом рынке с существенной долей государства в уставном капитале — ПАО «Транснефть», которое выплачивает своим акционерам крайне низкий размер дивидендов — лишь 1-5% консолидированной чистой прибыли по МСФО, искусственно создавая ограничения по выплатам. Исторически «Транснефть» формирует на головной компании стабильно низкий размер чистой прибыли (4-20% от консолидированной чистой прибыли всей группы «Транснефть»).

«Инвесторы приветствовали желание правительства России приблизиться к международным финансовым стандартам и к принципу выплаты дивидендов на уровне как минимум 50% от чистой прибыли в госкомпаниях. К сожалению, это так и не было принято в полной мере», — говорится в письме Deutsche Bank Шувалову, Улюкаеву и Пристанскову.

Большинство официальных представителей фондов отказались от комментариев или не ответили на запросы Forbes. Источник в одном из фондов рассказал, что «цель писем — вытащить эти проблемы в публичную плоскость». «Ответа от ведомств мы пока не получали», — заявил Forbes директор по телекоммуникациям, финансовому сектору и транспорту Prosperity Capital Management Александр Васюк.    

30 августа Росимущество отреагировало на эти обращения в направленном в Минэкономразвития письме (Forbes также с ним ознакомился). «В отношении дивидендной политики ПАО «Транснефть» управление (имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Росимущества) сообщает, что, по информации ПАО «Транснефть», утверждение дивидендной политики планируется во втором полугодии 2016 года», — говорится в документе. 

Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин назвал письма инвесторов «упражнениями в эпистолярном жанре несостоявшегося писателя, остающегося пока анонимом». Он отметил одинаковый посыл этих писем. «Среди этих писем нет ни одного от наших акционеров. Поэтому письма можно считать пожеланием ряда инвесторов, при выполнении которого эти инвесторы (в том числе зарубежные) вложили бы деньги в компанию «Транснефть», даже несмотря на то что сама компания попала в санкционные списки. Однако у компании нет планов размещения привилегированных акций», — говорит Демин. По его словам, акции «Транснефти» инвестиционно привлекательны и растут в цене. 

Источник, близкий к компании, полагает, что за этой кампанией может стоять один бенефициар. 

На тезисе несправедливости в распределении дивидендов «Транснефти» между обыкновенными и привилегированными акциями последние несколько месяцев настаивает фонд Ильи Щербовича UCP. Одна из структур Щербовича UCP Industrial Holdings, зарегистрированная на Каймановых островах, с 2011 года скупила 484 952 привилегированных акций «Транснефти», или 6,8% от ее уставного капитала. В марте 2016 года фонд подал иск к «Транснефти» с требованием изменить дивидендную политику.  

В 2013 году компания заплатила держателям привилегированных акций лишь по 724,21 рубля за бумагу, а обыкновенных — по 1221,38 рубля. UCP считает такую разницу в начисленных дивидендах несправедливой: типовой устав компаний и госпредприятий содержит правило, согласно которому размер дивиденда по «префам» должен быть не меньше размера дивиденда по обыкновенным акциям и при необходимости должен быть «увеличен до размера дивиденда, выплачиваемого по обыкновенным акциям». 

Из-за занижения размера дивидендов для владельцев привилегированных акций UCP недополучил деньги. Сейчас он требует от «Транснефти» 97,2 млн рублей в виде упущенной выгоды и процентов.

На вопрос, имеет ли UCP какое-то отношение к письмам инвесторов, представитель группы Ирина Ланина ответила, что в компании знают, что другие акционеры «Транснефти» выражают свое недовольство дивидендной политикой компании: «Акционеры общаются и друг друга поддерживают, надеются на защиту своих прав государством». По ее словам, в этом году «Транснефть» опять в аутсайдерах по выплате дивидендов среди госкомпаний — всего 9% чистой прибыли по МСФО было направлено на выплату акционерам при средних выплатах в 20-25%. Также, говорит она, по итогам 2015 года права привилегированных акционеров были нарушены во второй раз, «Транснефть» заплатила дивиденды владельцам привилегированных акций в 2,5 раза меньше, чем на обыкновенные акции при равном номинале. «Все акционеры пострадали от действий Транснефти, неудивительно, что недовольство нарастает», — заключила она.  

Также в конце августа стало известно, что международная юридическая фирма Berwin Leighton Paisner, представляющая интересы нескольких владельцев привилегированных акций «Транснефти», обратилась в российское правительство. Их обращение было адресовано Шувалову и Белоусову. Клиенты BLP обеспокоены подходом «Транснефти» к распределению дивидендов, который в случае сохранения в будущем «будет приводить к несправедливому отношению к инвесторам и негативному влиянию на имидж российских госкомпаний», сообщали СМИ со ссылкой на письмо. Аппарат правительства поручил Министерству экономического развития рассмотреть письмо BLP.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться