«Мы в истерику не впадаем»: как Россия переживает скандал на «Фарнборо» | Forbes.ru
$58.32
69.57
ММВБ2161.17
BRENT63.89
RTS1166.09
GOLD1288.50

«Мы в истерику не впадаем»: как Россия переживает скандал на «Фарнборо»

читайте также
+3302 просмотров за суткиВ ожидании санкций. Как американцы могут обрушить рубль +468 просмотров за суткиЖенщины более эмоциональны и страстны в бизнесе +4709 просмотров за суткиПроблема на 100 млрд рублей: бизнес пожаловался Путину на Медведева из-за новых сборов +200 просмотров за суткиКлиентский опыт стал для бизнеса основным конкурентным преимуществом +126 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +241 просмотров за суткиКрестецкая строчка пополнила президентский подарочный фонд +247 просмотров за суткиБизнес по-итальянски: путь Falconeri от банкрота до модного гиганта +34 просмотров за суткиВопреки всему. Как российские компании научились привлекать финансирование в условиях кризиса +4611 просмотров за суткиЧерный список. Какие российские компании попали под новые санкции Украины +87 просмотров за суткиСписок Forbes под ударом: чего ждать российским миллиардерам от нового закона о санкциях +28 просмотров за суткиСыграть с поколением Z: как России заработать на киберспорте +13 просмотров за суткиГендиректор Франко-российской торгово-промышленной палаты: «Образ коррумпированной России по-прежнему в ходу» +11 просмотров за суткиЦБ страшнее: банкиры боятся роста доли госучастия на рынке больше западных санкций +13 просмотров за суткиСимволический жест. Кого испугают американские санкции по российским энергетическим проектам +6 просмотров за суткиПолитика невмешательства. Как Россия готовится к новым санкциям США +22 просмотров за суткиУеду жить в Портленд. Forbes составил рейтинг лучших городов для карьеры и бизнеса в США +36 просмотров за сутки Основатель FedEx Фред Смит: «В начале карьеры выгодно ненадолго стать сорвиголовой» +12 просмотров за суткиБелая плесень. УГМК занялась сыроварением +3 просмотров за суткиОтложенный эффект: наказала ли Москва Северную Корею за ракетно-ядерный авантюризм +17 просмотров за суткиПармезан от патриота: как сделать бизнес на санкциях +34 просмотров за суткиКонтролируй себя. Роль санкционного права США стремительно возрастает
Бизнес #санкции 15.07.2014 05:00

«Мы в истерику не впадаем»: как Россия переживает скандал на «Фарнборо»

фото Reuters
Посол РФ в Великобритании Александр Яковенко и замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь рассказали Forbes о скандале с невыдачей виз членам российской делегации на международном авиасалоне «Фарнборо»

Под Лондоном открылся международный авиасалон «Фарнборо» (Farnborough). Для России он начался со скандала. В пятницу, 11 июля, стало известно, что половина делегации не получила виз. Поехать на авиасалон могут лишь 167 человек из 347 заявившихся. В ситуацию вмешалось посольство РФ в Великобритании. Дипломаты потребовали разъяснить ситуацию и разрешить визовую проблему. В ответ представитель британского МИД заявил, что невыдача виз связана с украинским кризисом.

Посол РФ в Великобритании Александр Яковенко в действиях Лондона не видит логики: без виз на руках оказались как первые лица компаний, так и технический персонал. А заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь, возглавляющий российскую делегацию на «Фарнборо», утверждает, что политика никак не сказалась на бизнесе — по крайней мере, пока.

Тем временем, от участия в авиасалоне спешно отказался Сбербанк. Не приехал в Лондон и гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, который любит подобные мероприятия: он охотно общается с прессой и активно встречается с компаниями-партнерами. На этот раз Чемезов, находящийся под санкциями США, правда, и не обращался за визой.

Несмотря на «урезанный» состав делегации, Россия представлена на «Фарнборо» довольно заметно (подготовка к салону велась задолго до истории с Украиной и санкциями). Статьи и реклама во всех авиационных журналах, приуроченных к салону. Два самолета Sukhoi Superjet 100 в ливрее «Ютэйра» и мексиканской Interjet рядом с Boeing 787. Много макетов самолетов, ракет, двигателей; все достойно и с размахом. Нынешняя российская экспозиция сгодилась бы и для визита президента страны. Из статусных лиц, впрочем, на «Фарнборо» были только Слюсарь и Яковенко. Они разглядывали достижения отечественного авиапрома и отвечали на многочисленные вопросы из-за визового скандала.

— Интересует тема виз, участия российской делегации. Как придется выкручиваться? По сути, половины делегации нет.

Юрий Слюсарь [далее — Ю.С.]: Так и есть. На визу было заявлено 347 человек, дали 167-ми, то есть [приехала] ровно половина. Деятельность делегации осложнена, но не парализована. Добравшаяся половина выполнит работу за двоих. Единственное, нам придется сократить программу пребывания здесь. Мы постараемся как можно эффективнее и быстрее отработать ту повестку, что была изначально сформирована. Она, кстати, сориентирована не столько и не только на коллег из Великобритании, сколько на наших партнеров по всему миру, которые принимают участие в наших программах, или мы в их. Это, в частности, Индия, Китай, Бразилия, Канада и т. д. Все обязательства российская делегация со своей стороны выполнит безусловно, пусть это будет сделать сложнее, чем в иной ситуации.

Ну и можно констатировать, что при организации авиасалона МАКС в 2015 году мы постараемся позвать всех, представителей всех стран — без ограничений: милости просим, ждем! Да и здесь, собственно, мы приехали не сами, а по приглашениям: [нам говорили] приезжайте, уважаемые товарищи, на «Фарнборо». Хорошо, приедем. Оплатили стенды, оплатили гостиницы, билеты, инфраструктуру, а потом выяснилось, что не все себя правильно ведут. Как-то финансово давайте тогда [компенсировать]...

— Претензии предъявили?

Ю.С.: Претензии пока никакие не предъявили. Размер происшествия сейчас до конца оценим. Точной оценки мы не делали. Но вы прекрасно знаете, что гостиницы в период проведения салонов — «штрафные»: ты оплатил за месяц, прилетел-не прилетел — деньги сгорели. Простите за практичность, но жалко просто денег, помимо всего прочего. Мы из-за этой темы ни в какую истерику не впадаем. Дееспособность делегации сохранена. Мы насчитали, что у нас намечено порядка 200 контактов — у делегации и у всех компаний, которые сюда приехали. Очень надеюсь, что, за редким-редким исключением, мы успешно все проведем.

— А возможны ли вообще финансовые компенсации в этой ситуации?

Александр Яковенко [далее — А.Я.]: Сначала мы разберемся. А потом уже решим, что делать.

— Действительно ли вся эта история с визами имеет отношение к ситуации на Украине? Представитель британского МИД высказался — СМИ на него ссылаются, теперь хотелось бы комментария со стороны России.

А.Я.: Это позиция британцев. Они сделали в субботу [12 июля] заявление о том, что невыдача виз связана с украинской проблемой.

— Я знаю, что и журналисты не получили (агентства «Россия сегодня» (экс-РИА Новости), «Российской газеты», «Комсомольской правды», частично ИТАР-ТАСС). Расскажите, какая ситуация?

А.Я.: Мы сейчас все это будем анализировать, потому что все произошло достаточно быстро. В пятницу, когда поняли, что есть серьезная проблема с присутствием российской делегации на «Фарнборо», мы написали ноту, сделали официальный запрос. Первое, что мы попросили, — это дать официальное разъяснение, почему российским участникам не выдаются визы. И второе, мы призвали британскую сторону в оставшиеся дни — пятницу, субботу и воскресенье — исправить ситуацию с теми, кому они не выдали визы.

Александр Яковенко и Юрий Слюсарь

Мы обратили внимание, что не получила визы значительная часть топ-менеджеров российских частных и государственных компаний. На среднем уровне получили, а на высшем — нет. Но в целом, выдача виз довольно хаотична. Вот Юрию Борисовичу [Слюсарю] дали визу, а технику, который обслуживает SSJ 100, не дали. Как это корреспондируется с позицией по Украине — не очень понятно. С моей точки зрения, логика отсутствует. Но мы по всем этим вопросам будем разговаривать и анализировать полученную информацию. Пытаться понять, почему и кому просто задерживают процесс выдачи, а кому — прямо отказывают.

Проблема с визами за последнее время возникает не первый раз. Летом в Великобритании было три крупных мероприятия, на которые визы не выдавались в срок, выдавались буквально после нескольких дней с момента начала или даже по окончании мероприятия. На выставку по информационным технологиям половина российских компаний не смогла приехать. При этом оплатили гостиницы, билеты, купили стенды — а стенд стоит, в среднем, £30 000. Серьезные потери.

Примерно такая же ситуация была с выставкой экологически чистых продуктов — значительная часть российских делегатов на смогла приехать. И у еще была книжная выставка — многие писатели не попали на нее: когда им выдали визы, выставка уже завершилась. Вот такую ситуацию мы имеем на сегодняшний день. Она понятна, но, тем не менее, как правильно сказал Юрий Борисович, «Фарнборо» — это не только Великобритания, это достаточно большое количество стран. Кстати, у наших компаний нет никаких претензий к устроителям выставки. Основные проблемы связаны с невыдачей виз.

— Могут ли из-за политических осложнений возникнуть проблемы с бизнесом? Поставками комплектующих, например? Известно, что тот же SSJ 100 в значительной степени состоит из иностранных комплектующих, в том числе, из Великобритании.

Ю.С.: SSJ 100 — абсолютно продукт гражданского авиапрома. И в этом смысле мы очень надеемся, что всевозможные ограничения, связанные с поставками продукции военного или двойного назначения, не коснутся SSJ 100. Там большая международная кооперация. Все мировые лидеры-производители — и приборостроения, и оборудования. Наш стратегический партнер — компания Snecma, мы совместно делаем двигатель для SSJ 100. 

— Было заявление, что якобы Великобритания заблокирует поставки авиакомплектующих... Что бы это значило?

А.Я.: Пока в отношении всех этих заявлений мы никаких разъяснений не получали. Когда мы получим их, то будем работать по факту и понимать, из чего исходят британцы. Давайте не будем додумывать за них. Мы готовы работать с британской стороной ровно настолько, насколько они готовы работать с нами. В тех областях, которые открыты, мы готовы сотрудничать. Если будут что-то закрывать, изолировать сотрудничество с Россией, то и это тоже будет факт жизни.

— Юрий Борисович, изначально не вы должны были возглавлять делегацию?

Ю.С.: Почему? Изначально я.

— Прямо с самого-самого начала?

Ю.С.: Решение, как правило, принимается за месяц-полтора. Изначально министр [промышленности и торговли РФ] Денис Мантуров и не планировал поездку. Еще до разговоров о всевозможных ограничениях. И я и планировался изначально.

— Вице-премьер Рогозин в «твиттере» написал, что делегация должна свернуть участие в выставке и уехать. Он уже вам позвонил, дал настоятельные рекомендации?

Ю.С.: Мы общались, собственно. Модель, которая была выбрана, такая: всю важную, полезную, заранее запланированную часть программы обязательно выполнить. Постараемся в силу ограничений сделать все как можно быстрее. Свернуть свою работу в первый день выставки — это, помимо демонстрации, значит подвести всех наших коллег, которые ждали выставки, чтобы пообщаться с нами.

Что такое международная выставка? Простите за банальность, это некая площадка, чтобы не ездить всем по всем странам. Все собираются 1-2 раза в год на авиасалоны. Такое общение продвигает статус тех или иных программ. Поэтому отменить переговоры — самим себе осложнить ситуацию. Еще раз повторюсь, вся работа будет проведена в сжатые сроки.

— Насколько сжато?

Ю.С.: Все зависит от компаний. Но наиболее важные — два дня. Я думаю, что мне удастся пораньше вернуться на родину в силу разных причин, в том числе в силу предстоящего отпуска.

— С кем вы лично будете встречаться на салоне?

Ю.С.: С руководителем Boeing International, дальше встреча с компаниями Snecma, EADS International, итальянской Finmeccanica. На рабочем уровне, общаясь с представителями бизнеса, мы не то чтобы не видим перемен в связи с невыдачей виз — напротив, видим стабильность.

— У Boeing, наверняка, будет вопрос по титану.

Ю.С.: Задают вопросы по титану.

— И у Airbus должны быть такие же вопросы.

Ю.С.: И у Airbus, да. У нас была и остается позиция, что контакты с нашими потребителями выполним. Понятны их переживания в связи с введенными санкциями. Тот же Airbus потребляет 65% титана от «ВСМПО Ависма». Но мы все выполним, никакой  привязки к политическим событиям нет.

— На «Фарнборо» вы не привезли военную технику, как делали обычно. Ле Бурже будет в следующем году. Претензии по Крыму и Украине не исчезнут. Как будем поступать с военной техникой? Только у себя представлять?

Ю.С.: Кроме «Фарнборо» и Ле Бурже есть другие авиасалоны, в частности, китайский. Если мы что-то не можем привезти, предложить здесь, то можем в других странах.

— Стоит ли надеяться, что на «Фарнборо» будут объявлены и подписаны контракты с нашей  стороны?

Ю.С.: Хотелось бы еще раз повторить, из-за истории с визами российская делегация пострадает только в числе участников: многие, кто вел переговоры и готовил контракты, просто не прилетели. Мы знамя выпавшее подхватили и уверены, что все подписания, контракты будут исполнены. Мы пока не увидели связки между невыдачей виз и пересмотром коммерческих планов. Надеемся, что так будет и дальше.

— На что вы бы обратили внимание на российской экспозиции?

Ю.С.: Мы традиционно представлены всеми нашими холдингами и компаниями. Располагается на нашем историческом месте. Следует обратить внимание на комплектаторов первого и второго уровня, прежде всего, производителей двигателей. Если сравнить с «Фарнборо-2012», то наибольшая  конкуренция развивается между производителями комплектующих.

На «Фарнборо» наши базовые программы. SSJ 100 — две машины здесь показывают в ливрее «Ютэйра» и мексиканской Interjet. Программа в Мексике развивается довольно успешно. Эксплуатант доволен — и мы вместе с ним. И среднемагистральный самолет МС21 показывает свой тренажер. И с ним были проблемы, кстати. Персонал, который должен был запустить тренажер, не приехал. Тем не менее, все наладилось.

Ничего не показываем и не презентуем касательно нашего совместного российско-китайского проекта по широкофюзеляжному самолету. Но, используя площадку, проговорим, что в мае во время визита Владимира Путина в Китай был подписан меморандум — мы фактически объявляем о начала работы над проектом. Это самолет, который будет разрабатываться нами совместно с китайской стороной. В сентябре будет представлена бизнес-концепция проекта. Он обещает быть амбициозным.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться