Как выглядит типичный российский должник?

Собирательный образ злостного неплательщика

Как выглядит злостный банковский должник? Это семейный житель российской провинции 34-36 лет со средним специальным образованием, из-за кризиса получающий 8 000-10 000 рублей в месяц, проживающий в городской приватизированной квартире. Два года назад он взял в банке кредит наличными, скорее всего, на покупку дорогой техники. Но из-за кризиса его материальное положение резко ухудшилось и он уже почти год не платит по кредиту. Такой портрет вырисовывается из свежего исследования коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшен».

По данным Банка России, портфель кредитов физлиц составлял на начало октября 3,6 трлн рублей, в то время как в январе он достигал 4,1 трлн руб. Объемы кредитования населения снижаются, а просрочка, наоборот, растет. Сейчас она достигает 6,4% от объема выданных кредитов. А значит, растет объем работы и у коллекторов.

За год кризиса, по расчетам «Секвойя Кредит Консолидейшен», средняя сумма долга неплательщиков выросла более чем наполовину — с 24 500 до 37 500 рублей. Причем растет она исключительно за счет штрафов и комиссий, говорит Елена Докучаева, гендиректор «Секвойя Кредит Консолидейшен». Правда, если должник идет на сотрудничество, банки разрешают коллекторам дисконтировать до 20% его долга.

Большинство должников ссылаются на кризис и вызванные им финансовые трудности. Но анализ платежей по проблемным кредитам показал, что кризис лишь отговорка. Около 44% должников, с которыми начинают работать коллекторы, находят возможность вносить платежи в счет долга. Чаще всего это те, кто брал потребительские кредиты или кредиты наличными. Автокредиты и задолженности по картам выплачивают не так охотно.

Самые ответственные должники, если такой термин можно применить к допустившим просрочку по кредиту, — женщины. В этом квартале, по данным коллекторов, объем платежей от женщин превосходит объем платежей от мужчин на 1,8%. Если смотреть на возраст, то лучше всех сотрудничает с коллекторами молодежь до 25 лет, хотя именно их чаще увольняли в кризис и у них меньше всего накоплений. «Они же более открыты для общения и их проще найти по социальным сетям», — объясняют коллекторы.

В кризис у коллекторов появилась новая категория клиентов — «опытный должник», чей просроченный кредит передается от банка к коллектору, а затем следующему коллектору. Некоторые должники пошли уже по третьему кругу.

Единственной причиной стабилизации просрочки в ближайшем будущем могут стать, как ни странно, новые банковские кредиты, считают в «Секвойя Кредит Консолидейшен». Но так просрочка снизится только математически. Коллекторам же работы хватит теперь надолго.

Новости партнеров