К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

ПИФы от Сбербанка

ПИФы от Сбербанка
Почему госбанк вышел на рынок коллективных инвестиций только сейчас и чем он собирается привлекать клиентов?

10 декабря 2010 года Управляющая компания (УК) Сбербанка начала продажу паев трех ПИФов  для розничных клиентов — фонда акций, фонда облигаций и фонда смешанных инвестиций. О том, почему Сбербанк решил создавать УК с нуля, как собирал команду управляющих и о планах привлечь через год 1 млрд рублей в интервью Forbes рассказал  член правления, директор Департамента казначейских операций и финансовых рынков Сбербанка Андрей Голиков.

Пока на рынке обсуждают, какую же инвестиционную компанию купит Сбербанк, УК вы решили создать с нуля. Почему?

Доверительное управление в Сбербанке существовало давно. Еще с 2002 года мы управляли средствами VIP-клиентов. А о том, чтобы сделать подобную услугу для широкого круга клиентов мы задумались еще в 2004 году. Тогда нам удобнее было это делать в виде ОФБУ . Но сегодняшние препирания между ЦБ и ФСФР о методах регулирования, отличия банковских фондов от ПИФов показали, что управлять нормально деньгами массового клиента через ОФБУ не представляется удобным. Поэтому уже в конце 2007 года мы «созрели» для того, чтобы запустить УК. Но в этот момент подкрался кризис, и мы, как всегда, оказались вовремя в нужном месте. Пока другие управляющие компании сталкивались с оттоком денежных средств и обесцениваением паев, мы стояли в стороне.

 

А со стороны клиентов доверительного управления к Сбербанку не было претензий во время кризиса?

Да, нам надо было смотреть в глаза только состоятельным клиентам. И я горжусь тем, что в этот период от нас никто не ушел. Правда, и объем средств клиентов ДУ тогда был не очень большим, всего несколько миллиардов рублей. Более того, в тот момент в Сбербанк стали приходить новые клиенты, разочаровавшись в других инвесткомпаниях.

 

С тех пор прошло уже два года, а УК вы сделали лишь сейчас…

В момент кризиса нам было, конечно, не до создания управляющей компаниии. После 2008 года мы спокойно подготовили стратегию развития инвестиционного бизнеса Сбербанка, защитили идею УК на правлении и к концу 2009 года составили линейку инвестиционных продуктов для широкого круга населения. Тогда же увеличили инвестиции в IT-платформу, чтобы подготовиться к массовой продаже паев.

Сейчас в УК, по вашим данным, работают всего пятеро управляющих портфелями. Почему Сбербанк не стал покупать готовую команду?

 

Покупать компанию, имеющую на момент острой фазы кризиса 3-5-летний бэкграунд, было нецелесообразно. В 2008-2009 году все эти компании занимались латанием дыр и переговорами с недовольными клиентами. Шума тогда много было. А у нас было конкурентное преимущество в виде чистой компании без шлейфа негатива.

Ну да, проще тогда управляющих по одному скупать с рынка. Вы многих купили?

Мы своих звезд вырастили сами. Наши управляющие имеют более чем 10-летний опыт управления портфелем ценных бумаг самого банка, а после создания блока ДУ опыт работы с крупными портфелями. К тому же мы не ставили задачу запуска сразу максимально полноформатной линейки фондов, для которой нужно много управляющих. Если вы правильно управляете портфелями, а не клиентами, то в таком бизнесе нужен управляющий под один-два портфеля, а в каждом портфеле могут быть уже сотни клиентов.

Для нас лучше иметь пять качественных управляющих, чем команду в 40 человек, эффективность которой вызывает сомнение.  Теперь наш костяк команды мы можем дополнять точечными  покупками людей с рынка. Сейчас инвестиционную политику УК Сбербанка курирует Юрий Морогов, ранее работавший в банке «Петрокоммерц» и УК «Лидер». Управляющие Дмитрий Шенкаренко, Александр Орлов и Алексей Макаров с 1990-х годов работают в Сбербанке.

Почему тогда генерального директора (Екатерина Тюрина. — Forbes) взяли со стороны?

 

Это естественно. Ведь у нас не было опыта построения нового бизнеса как УК. А у Екатерины в этом смысле богатый бэкграунд: она начинала еще в момент создания этого рынка в качестве замгендиректора УК «Уралсиб», затем в Минфине формировала законодательную базу для данного рода инвестиционной деятельности. Катя — один из тех людей, кто лучше всех знает законодательную базу по управлению активами.

Долго пришлось ее уговаривать перейти на практическую работу?

Так как мы ее знали давно, то консенсус нашли быстро. Кате было интересно сделать новое на практике в содружестве с крупнейшим банком страны.

Почему УК Сбербанка предлагает всего три фонда?

 

Это наше принципиальное решение. Так как мы предлагаем эту линейку по всей территории страны, она должна быть предельно открытая и простая,  максимально понятная для любого обывателя. Ведь мы не создавали фонды под цели определенного круга лиц, как некоторые другие УК. Сегодня, по нашей оценке, среди всех российских открытых ПИФов, 90% пайщиков предпочитают именно паи таких простых фондов. В то время как других фондов на рынке еще сотни. В стандартных продуктах нашим инвесторам легко будет сравнивать доходности фондов УК Сбербанка с рыночными индикаторами.

То есть вы не намерены в будущем расширять линейку инвестиционных продуктов?

Намерены. Через полгода мы должны оценить итоги нашего стартапа, сравнить популярность и доходность наших ПИФов с конкурентами, оценить просьбы клиентов. После мы увидим, в чем нуждается дополнительно наш клиент, и предложим ему новые продукты. Мы не будем вводить в линейку то, что считаем необходимым для нашего инвестора, мы введем то, что он сам посчитает необходимым.

Розничного клиента Вы сейчас назвали инвестором?  

 

Да, потому что я надеюсь, что наши розничные клиенты не лохи. Ведь многие инвесткомпании с удовольствием бы работали с МММ-щиками в погоне за комиссионными.

Однако, судя по последнему пресс-релизу, средняя сумма приобретения паев по одной заявке составила около 890 000  рублей. Какой же это стандартный розничный клиент?

Думаю, что спустя неделю после начала продаж не следует  делать выводы о том, что из себя представляют наши клиенты (минимальная сумма инвестиций в ПИФы — 15 000 рублей). Мы вообще сами не ожидали, что за последние полгода увидим такой интерес к нашей будущей УК. Думаю, что клиенты, следившие за нашими новостями, уже были подготовлены к дате начала продаж паев. Они просто нас ждали. На сегодняшний день у нас уже более 300 заявок и задействовано уже около 100 точек продаж из 227 имеющихся для подобной услуги.

За первые две недели продажи паев УК Сбербанка привлекла более 100 млн рублей в три фонда. Когда планируете эти 100 млн рублей превратить в 1 млрд?

 

Привлечь 1 млрд рублей — задача не самая сложная, если рынок будет спокойным, не будет второй-третьей волны кризисов. Если так, то к концу 2011 года мы вполне достигнем 1 млрд рублей. Но именно эта цифра не является для нас первоочередной задачей, как бы ни странно это прозвучало. Мы, конечно, хотим достичь такой цифры, но нам не хочется собрать огромные средства перед новым кризисом.

Сегодняшние прогнозы аналитиков показывают, что ситуация на фондовом рынке продолжит оставаться нестабильной. И сказать, что в ближайшие два-три года нас ждет расцвет экономики, не берется ни один аналитик. Поэтому в УК Сбербанка рассчитывают на сознательных инвесторов, которые понимают срок данного рода инвестиций, понимают риски и доверяют Сбербанку. Для нас важнее следить за долей рынка, за поведением конкурентов и за удовлетворенностью клиентов, а не бежать за объемами.

Кто для вас сейчас основные конкуренты?

Мы следим за рынком и видим, как динамично меняется влияние разных управляющих компаний. В последний год активную роль играют УК «Тройки Диалог», «ОФГ-Инвест», неплохой прирост паев показывает УК Райффайзенбанка, заметны успехи УК «Альфа-Капитал». Именно на них мы сегодня смотрим.

 

Я думала, что вы назовете УК другого крупного госбанка — «ВТБ Управление активами»...

Мы уважаем всех конкурентов. Но сегодня мне не кажется, что та компания, которую вы имеете в виду, является агрессивным конкурентом для нас. Проблема ведь не столько в управлении денежными средствами, сколько в организации продажи паев. Названной Вами компании не так просто выстроить эффективную сеть продаж.

То есть для вас конкурент, скорее, более мелкая компания, но более шустрая?

Да. Небольшие инвестиционные дома, сконцентрированные на данном бизнесе, быстрее реагируют на вкусы и потребности клиентов. С другой стороны, они более активно гонятся за собственной прибылью, не обращая внимания на подготовленность клиента.

 

Каков размер комиссионных в УК Сбербанка?

Они абсолютно сопоставимы с рыночными. (Максимальные расходы на управление ПИФом «Сбербанк — фонд акций» в соответствии с правилами ДУ составляет 4,05%, средний уровень на рынке — 5,3%. — Forbes). Мы не собирались демпинговать на сложившемся до нас рынке. Вообще данный бизнес достаточно затратный. И для того чтобы он оставался рентабельным, мы умышленно вышли на рынок с сопоставимыми с конкурентами условиями. УК Сбербанка не стала демпинговать, как, например, сам банк в розничном кредитовании. Если в рознице Сбербанк решил сделать рынок доступным и прозрачным, то в сфере управления активами мы готовы максимально открыто конкурировать со сложившимися структурами. Но мы попытаемся стать лучшими на этом рынке.

Доверительное управление для состоятельных клиентов в Сбербанке останется?

Конечно. Раньше входной билет в ДУ составлял 5 млн рублей. Запустив ПИФы для клиентов ДУ, мы повысили планку до 15 млн рублей (это стандартная цена входа и у конкурентов), и мы продолжаем привлекать деньги в ДУ. За год активы выросли в несколько раз, число клиентов удвоилось. Для состоятельных клиентов мы добавляем еще две стратегии — вложения в компании малой капитализации и рынок еврооблигаций.

 

На какую долю рынка ориентируется УК Сбербанка в будущем?

В среднесрочной перспективе достичь 15% на рынке нам совершенно по силам.

А у ОФБУ есть будущее, как думаете?

Нет. Точка в этом споре давно поставлена.

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости