К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Российские ПИФы взялись за иностранные акции

Российские ПИФы взялись за иностранные акции
Управляющие компании начали включать в состав активов ПИФов иностранные ценные бумаги. Что они покупают?

Приобретать иностранные акции российские ПИФы могли еще три года назад. Но долгое время ни одна из компаний не решалась браться за реализацию такого проекта из-за технических проблем: участники рынка не знали, как учитывать эти бумаги в спецдепозитарии.

Первую попытку выйти на западные рынки весной 2009 года предприняла УК «Открытие». В фонде акций под ее управлением оказались ценные бумаги крупнейшего в мире сотового оператора Vodafone и английской телекоммуникационной компании Cable & Wireless. Правда, акции двух этих эмитентов составляли всего 0,15% от общей стоимости чистых активов, а в компании говорили, что просто отрабатывали технологию по приобретению иностранных бумаг.

 

В прошлом году, когда спрос на паи ПИФов, пропавший во время кризиса, начал было восстанавливаться, управляющие стали покупать иностранные акции более активно. Летом 2010 года УК Банка Москвы запустила полноценный фонд из иностранных бумаг «Звездный бульвар — Звезды БРИК». Согласно инвестиционной декларации до 70% активов ПИФа могут составлять иностранные бумаги (в данном случае Бразилии, Индии и Китая), остальные 30% — российские. В конце прошлого года на бумаги иностранных эмитентов приходилось 83,7 млн рублей, или 63% СЧА фонда.

В фонде «Тройка Диалог — БРИК» 28,2% вложений составляют российские активы, 22,1% — индийские, 21,7% — китайские, 17,9% — бразильские, еще 10,1% портфеля — деньги. Похожий фонд у УК «ВТБ — Управление активами», доля бумаг иностранных эмитентов в ее ПИФе превышает 60%.

 

Что покупают управляющие? В ПИФах «ВТБ — БРИК» и «Звездный бульвар» преобладают американские депозитарные расписки на различные акции стран БРИК. Например, бразильского банка Banco Bradesco, китайского сотового оператора China Mobile, бразильского металлургического холдинга Vale или нефтяной компании Petroleo Brasileiro и др.

В фонде «Тройки Диалог» — акции ETF (торгуемых на бирже фондов) на различные индексы: iShares MSCI Brazil Index Fund, iShares S&P India Nifty 50 Index Fund, SPDR S&P China ETF.

К концу года иностранные ценные бумаги были в составе более 30 ПИФов, а объем этих инвестиций превысил 3,5 млрд рублей при общих СЧА открытых фондов в 99 млрд рублей. Кроме трех специализированных ПИФов иностранные акции покупают и другие фонды.  Например, в состав активов ПИФа «Уралсиб Фонд первый» входят акции канадской уранодобывающей компании Uranium One Inc., в ПИФе «ТКБ БНП Париба — Фонд акций» есть бумаги горнорудной швейцарской компании Ferrexpo.

 

«Не во все отраслевые фонды можно купить достаточное количество потенциально доходных бумаг отечественных эмитентов определенной отрасли. Вес бумаги одного эмитента в фонде не должен превышать 15% от стоимости чистых активов ПИФа»,— говорит гендиректор УК Банка Москвы Елена Касьянова. Поэтому сложно, например, создать полноценный фонд финансового сектора, а возможность покупать иностранные акции решает эту проблему.

Правда, доля «иностранных» вложений в отраслевые ПИФы зачастую не превышает 5%, причем чаще всего иностранными бумагами в составе российских активов оказываются депозитарные расписки на акции российских компаний: VimpelCom, GlobalTrans, CTC Media, Integra. «Все это псевдоиностранные бумаги, которые торгуются на западных площадках, а бизнес их эмитентов — в России»,— говорит гендиректор ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс Владимир Кириллов.

В чем причина такой осторожности? Управляющие дают примерно одинаковые ответы на этот вопрос — отсутствие качественной российской аналитики иностранных эмитентов. «Это самая большая проблема»,— признает гендиректор УК Банка Москвы Елена Касьянова. Поэтому российские управляющие и покупают иностранные индексные ETF. «В этом случае доскональной аналитики не надо», — подтверждает глава российского офиса Pioneer Investments Елена Логинова.

В 2010 году средняя доходность всех открытых ПИФов составила 20,9%. На этом фоне фонды, вкладывающие в иностранные бумаги, выглядят не слишком уверенно. ПИФы с наибольшей долей иностранных бумаг в портфеле показали меньшую доходность. Результаты не привлекают пайщиков, спроса на эти фонды нет.

Управляющий партнер «Эверест эссет менеджмент» Дмитрий Ивлюшин допускает, что иностранные бумаги могут быть интересны пайщику, который видит в них какую-то инвестиционную идею. «Но если инвестор настолько подкован и знает, что в этом году бразильский индекс переиграет российский, то ПИФ ему вообще не нужен: такому инвестору прямая дорога к брокеру, через которого можно купить на свой счет акции конкретных эмитентов»,— убежден Ивлюшин.

 

Автор — корреспондент газеты «КоммерсантЪ»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+