Космические деньги: почему бизнесмены инвестируют в безвоздушное пространство

Бизнесмены, которые покорили космос

Венчурный инвестор Юрий Мильнер инвестирует $100 млн в создание космического корабля. Проект, получивший название Breakthrough Starshot, станет уже второй инвестицией Мильнера в изучение космоса. Летом 2015 года он пообещал вложить $100 млн в поиск внеземных цивилизаций. Оба проекта миллиардер развивает при поддержке физика Стивена Хокинга. Кроме Мильнера в освоение космоса вкладывают и другие крупные бизнесмены. Кого привлекают инвестиции в безвоздушное пространство — в фотогалерее Forbes.

Искандер Махмудов
Фото Дмитрия Тернового для Forbes

Искандер Махмудов

Президент Уральской горно-металлургической компании

Состояние: $3,5 млрд, 29 место в списке Forbes

В 2004 году тогдашний глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов и Искандер Махмудов подписали соглашение о участии миллиардера в проекте «Наземный старт», запускающем частные спутники с Байконура. В 2008–2011 годах было запущено всего пять спутников, но партнер Махмудова говорит, что это своего рода форпост, «чтобы быть в тусовке и следить, что происходит в отрасли». Рано или поздно Россия придет к тому же, что США, — передаче производства и запуска космической техники в частные руки, говорит он. «Может, будем и частные полеты в космос организовывать, отрасль интересная, почему нет?».

Судя по всему, в космической теме Махмудов готов сотрудничать не только с государством, но и с частным бизнесом. В марте этого года частная космическая компания «КосмоКурс» первой в России получила разрешение на разработку проекта создания многоразовой системы для полета туристов в космос. По словам гендиректора «Космокурса» Павла Пушкина, техническое задание было согласовано с Роскосмосом, его гендиректор Игорь Комаров «на ура» воспринял этот проект. Инвестором «КосмоКурса» является один из членов списка Forbes, увлеченный космической темой, замечает Пушкин, но его имя называть отказывается.

В середине 2013 года Пушкину, сообщает Медуза, позвонили из «Сколково» и рассказали о человеке, который хочет вложить деньги в космос, но не знает — во что именно. Пушкин предложил инвестировать в суборбитальный туризм на многоразовых ракетах-носителях, оценив лишь создание космического комплекса в $ 150–200 млн. Весной 2014 года стороны окончательно договорились о начале работы. В июне 2014 года  «Космокурсе» появился второй совладелец — Александр Тукацинский (70%), членом совета директоров Уральской горно-металлургической компании (УГМК), «Кузбассразрезугля» —  топ-менеджер из структур Искандера Махмудова.

Юрий Мильнер
Фото Дмитрия Тернового для Forbes

Юрий Мильнер

Юрий Мильнер, основатель группы фондов DST Global

Состояние: $3,2 млрд, 32 место в рейтинге Forbes

«Возможно, где-то там есть жизнь, и не исключено, что разумная жизнь», — считает венчурный инвестор Юрий Мильнер. Летом 2015 года он объявил, что в течение ближайших 10 лет потратит $100 млн на поиск внеземных цивилизаций. Партнером Мильнера выступает профессор Стивен Хокинг, а руководить поисками будет Фрэнк Дрейк, запустивший первый подобный проект еще в 1960 году — за год до рождения Мильнера.

Выделенные Мильнером деньги пойдут на аренду нескольких крупнейших в мире радиотелескопов. Исследователи уже заключили два соглашения для сотрудничества с крупнейшими радиотелескопами — американским Green Bank и австралийским Parks. В России тоже существует собственный проект радиотелескопа — «Миллиметрон», который по плану должен быть запущен через несколько лет. Все данные будут находиться в открытом доступе, для работы с ними будет создан специальный сайт. Поиск внеземных цивилизаций сконцетрируются на трех областях — миллион ближайших к Солнцу звезд, центр нашей галактики Млечный путь, сто ближайших к Млечному Пути галактик (самая близкая — Андромеда). Он отмечал, что статистическая информация, которую собрал запущенный в 2009 году телескоп Кеплер, «позволяет сделать вывод, что только в нашей галактике Млечный Путь есть примерно несколько миллиардов кандидатов на существование жизни».

Кроме того, Мильнер намерен инвестировать $100 млн в проект по созданию космического корабля. «Все представляют себе путешествие в космосе как полет на огромном космическом корабле. Что-то вроде «Звездных войн». Но так это не работает. У нас нет технологий, чтобы двигать корабль с такой массой. Даже построить такую конструкцию стоит несколько триллионов долларов», — рассказывает в интервью Forbes Юрий Мильнер. Он надеется создать космический корабль весом всего несколько грамм. Такой аппарат сможет развивать скорость до 20% от скорости света (300 000 км/сек), что позволит долететь до ближайшей к Земле звездной системы Альфа Центавра за 20 лет.

Владислав Филев
Фото Марины Лысцевой·ТАСС

Владислав Филев

Генеральный директор и акционер российской авиакомпании S7 Airlines

Выручка: 70,7 млрд рублей

Филев назван в качестве основного покупателя проекта «Морской старт» по запуску космических аппаратов с морской платформы в Тихом океане.  Интерес к космосу бизнесмена понятен - он закончил Академию военно-космических сил и затем несколько лет служил военным инженером в ракетных войсках стратегического назначения. О продаже «Морского старта» «Роскосмос» объявил 30 марта 2016 года. Гендиректор госкорпорации Игорь Комаров тогда отказался назвать, кто и за сколько купил проект, отметив лишь, что на него претендовали инвесторы из США, Европы, Китая и Австралии.«Морской старт» был создан в 1995 году для запуска коммерческих спутников в космос, его основателями стали американский Boeing, российская РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (сейчас носит название Aker Solutions) и украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш».

С момента введения в действие в 1999 году и до консервации в 2014 «Морской старт» запустил всего 38 космических аппаратов, за те же годы во всем мире было запущено в космос 1102 объекта. Проект оказался глубоко убыточным, что и привело к его консервации и поиску покупателя. Проект может стать прибыльным, если число пусков вырастет как минимум до пяти в год.

Ричард Брэнсон
Фото REUTERS·Luke MacGregor

Ричард Брэнсон

Основатель корпорации Virgin Group

Cостояние: $4,9 млрд, 286 место в мировом рейтинге Forbes

В 2004 году Ричард Брэнсон основал компанию Virgin Galactic. На суборбитальный полет с Virgin Galactic стоимостью $200 000 подписались больше 400 человек. Полет будет длиться несколько часов, а состояние невесомости — около 6 минут. Поднимать туристов на стокилометровую высоту (там, как принято считать, начинается космос) будет корабль SpaceShip Two, который разрабатывают совместно Virgin Galactic и Scaled Composites знаменитого конструктора Берта Рутана. Более отдаленные планы Virgin Galactic включают быстрые межконтинентальные перелеты на Земле, рейсы на МКС и орбитальные полеты.

06-TASS_10624363.jpg
Фото AP Photo·Jeff Chiu·ТАСС

06-TASS_10624363.jpg

Элон Маск
Фото Action press·ТАСС

Элон Маск

Основатель компаний SpaceX

Состояние: $10,7 млрд, №94 в мировом рейтинге миллиардеров

Элон Маск — персонаж для романа, а не годового отчета акционеров. Выходец из ЮАР, он написал свою первую коммерчески успешную программу в 12 лет: ее купили за $500. В 17 он ушел из дома, в 24 поступил в Стэнфорд, но бросил университет через два дня, чтобы открыть собственную компанию. Через четыре года его компанию Zip2 (система контент-менеджмента) купила AltaVista — за $300 млн. Свое следующее предприятие — систему платежей X.com — он объединил с PayPal, и когда через два года платежную компанию за $1,5 млрд купил eBay, получил как крупнейший акционер $175 млн.

На эти деньги Маск запустил три компании. Одна из них, Space Х отрабатывает технологию сохранения первой ступени Falcon 9 для последующих запусков для удешевления космических полетов. В декабре 2015 года компании впервые удалось совершить успешную вертикальную посадку ступени на космодром. Перед этим SpaceX совершила еще два подобных испытания, но они провалились. 9 апреля впервые был осуществлен управляемый спуск нижней ступени многоразовой ракеты-носителя на платформу в Атлантическом океане.

Джефф Безос
Фото Blue Origin·ZUMA Wire·ТАСС

Джефф Безос

Глава и основатель интернет-компании Amazon.com

Состояние: $45,2 млрд, №5 в мировом рейтинге Forbes

Джефф Безос построил собственный космодром в Техасе и основал компанию Blue Origin, которая разрабатывает суда для суборбитального туризма. В ноябре 2015 года его компания провела посадку ракеты BE-3, запущенной с космическим кораблем New Shepard. При помощи этого корабля компания рассчитывает доставлять астронавтов на суборбитальную высоту.

Ларри Пейдж и Сергей Брин
Фото Michael Nagle·Getty Images

Ларри Пейдж и Сергей Брин

Основатели Google

Часть от своего многомиллиардного состояния (по данным Forbes на 2015 год — $32,6 млрд) Ларри Пейдж (справа) инвестировал в промышленное освоение астероидов. Вместе с Сергем Брином (слева), председателем совета директоров Google Эриком Шмидтом и дважды космическим туристом Чарльзом Симони в 2012 году Пейдж вложился в проект компании Planetary Resources. Она была создана в 2009 году бывшими сотрудниками NASA. Главной целью компании ставилась добыча полезных ресурсов на околоземных астероидах: минералов, благородных металлов и воды, но для начала небесные тела планировалось изучить при помощи небольших орбитальных телескопов. Первый тестовый аппарат Arkyd 3 Reflight был запущен с МКС летом 2015 года.