Forbes
$64.1
71.33
DJIA17694.68
NASD4779.25
RTS930.70
ММВБ1893.52
Ричард Брандт Ричард Брандт
журналист, автор биографии Джеффа Безоса «Одним кликом» 
Поделиться
0
0

Одним кликом: как Джефф Безос создавал бизнес-империю Amazon

Одним кликом: как Джефф Безос создавал бизнес-империю Amazon
Уже в первый год работы Amazon.com Джефф Безос доказал, что способен бежать быстрее конкурентовфото Fotobank/Getty Images
Отрывок из биографии основателя Amazon: первые шаги Безоса на неизведанной территории книжной онлайн-торговли

Forbes публикует отрывок из биографии создателя Amazon.com Джеффа Безоса, №18 в глобальном списке миллиардеров. Автор — Ричард Брандт, в прошлом корреспондент журнала BusinessWeek, известный как летописец успешных интернет-компаний, таких как Google и Amazon. Русское издание «Одним кликом» готовится в издательстве «Карьера Пресс». В главе «Болезни роста» описываются первые шаги Безоса на неизведанной территории книжной онлайн-торговли.

Шестнадцатого июля 1995 года Amazon.com наконец запустился. Как раз вовремя — в интернет уже хлынули толпы, а конкуренты еще не успели создать полноценные коммерческие сайты. То, что Amazon.com начал работу в момент, когда число пользователей интернета росло в геометрической прогрессии и достигло 16 млн человек, было даже важнее передовых технологий и четкого дизайна. Безосу удалось обратить этот рост в свою пользу, опередив конкурентов.

Случай сыграл ему на руку не меньше, чем усердный труд программистов.

А еще Безосу наконец удалось вывезти компанию из своего бывшего гаража. Он снял офис в промзоне, в одном здании с пунктом обмена шприцев и ломбардом с вечно закрытыми ставнями. В распоряжении Безоса оказалось 100 кв. м офисного пространства на втором этаже и еще 40 кв. м в подвале, где он устроил склад. Столы соорудили из дверей, приколотив к ним в качестве ножек распиленные доски (Безос заказал их в столярной мастерской, заплатив около $70 за материалы и еще $60 за работу). Одну из комнат отвели под хранение картонных коробок. Серверы и подключенные к интернету компьютеры разместились на дешевых металлических стеллажах. В подвале стояло еще несколько стеллажей, вмещавших две-три сотни книг, пара столов со всем необходимым, чтобы подготовить книги к отправке, весы и почтовая сортировочная машина. В лифтах Безос повесил белые маркерные доски — там сотрудники могли набрасывать свои идеи, поскольку другого свободного времени у них просто не было.

Стоило сайту запуститься, как пошли заказы. Правда, за день не набегало и десятка. Один из программистов сделал так, что на всех корпоративных компьютерах звенел звоночек, как только Amazon получал новый заказ. Поначалу это забавляло, но вскоре звонков стало слишком много и их пришлось отключить.

Покупателей на новый сайт привлекали прежде всего скидки. Сразу после запуска Безос устроил грандиозную распродажу. Книги из первой двадцатки списка бестселлеров продавались по цене на 30% ниже прейскуранта — Безос торговал ими в убыток, используя бестселлеры как приманку. Эта была распространенная практика в больших книжных сетях, возможно, Безос узнал о ней на курсах по продаже книг. Но и на остальные 300 000 книг, хранившихся на складе у дистрибьюторов, Безос установил скидку 10%.

Команда сайта ежедневно делала выборку книг (туда обычно попадали издания, о которых знали достаточно, чтобы написать полноценный профайл) и назначала на них дополнительные скидки, доходившие до 40%. Таким образом, покупки на Amazon оказывались выгоднее, чем в больших сетевых магазинах.

Невозможно переоценить преимущество, которое получил Amazon, запустившись еще до того, как в интернете оказались крупные книжные сети. Пользователи того времени были по большей части теми самыми early adopters — первыми последователями новой технологии, о которых мечтает всякая инновационная компания. Они нашли Amazon.com, решили, что он хорош, и разнесли весть о нем по всему интернету. И уже никакие торговцы книгами, как бы чудесно они ни работали, не могли ликвидировать эту фору.

Через три дня после запуска Джеффу Безосу пришло письмо от Джерри Янга, одного из основателей Yahoo. «Джерри писал: «Кажется, у вас клевый сайт, давайте-ка мы разместим ссылку на него на нашей странице «Что клевого?», — вспоминал Безос. — Мы подумали и поняли, что это все равно что окатить себя из пожарного шланга. И все-таки решили рискнуть». Yahoo поставила сайт в список, и на Amazon хлынула лавина заказов.

За неделю сайт принял заказов на $12 000. Справляться стало сложно.

В ту неделю компания отправила книг всего на $846. На следующей неделе заказов пришло на $15 000, но отправить удалось уже на $7000.

Сайт на момент запуска не был готов до конца. Тактика Безоса заключалась в том, чтобы побыстрее оказаться на рынке, опередив конкурентов, а затем уж исправлять ошибки и решать проблемы. Одной из таких ошибок, обнаруженных после старта, было то, что покупатели могли положить в корзину отрицательное число книг. «Мы обнаружили, что на сайте можно заказать отрицательное число книг! — вспоминал позднее Безос. — В таком случае сайт посылал деньги на кредитную карточку покупателя, а те, очевидно, должны были прислать нам книги».

Еще одной ошибкой Безоса было то, что он не нанял никого для упаковки и отправки книг, приходивших от распространителей. В первые недели каждый в компании работал до двух-трех часов ночи, чтобы запаковать книги, написать адрес и отправить клиенту.

Безос не стал заказывать и столы для упаковки, так что в итоге его сотрудники паковали посылки, стоя на коленях на бетонном полу. Позже, выступая перед студентами колледжа Лейк Форест, Безос вспоминал, что после многих часов, проведенных на четвереньках за упаковкой, он сказал одному из сотрудников, Николасу Лавджою, что компании стоит заказать наколенники. Тот в ответ «посмотрел на меня так, как будто я с Марса», со смехом вспоминал Безос, и предложил более очевидное решение: «Купи столы!» Безос согласился: «Я тогда подумал, что это лучшая идея, которую я когда-либо слышал!» Он отправился в Home Depot и потратился на столы.

Страницы123
Поделиться
0
0
Ключевые слова: , ,
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Что для вас лично является одной из главных актуальных тем современности?
Проголосовало 9858 человек

Forbes сегодня

30 июня, четверг
Forbes 07/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.