«Наш» ли Трамп: неотменяемые санкции - Миллиардеры
$56.31
60.46
ММВБ2016.4
BRENT52.16
RTS1128.12
GOLD1250.47

«Наш» ли Трамп: неотменяемые санкции

читайте также
+289 просмотров за суткиСанкционные войны: почему Турция ввела пошлины на российский импорт +170 просмотров за суткиБаффет поддерживал Клинтон, но заработал на Трампе больше всех +49 просмотров за сутки Дерипаску обвинили в выплате $50 млн соратнику Трампа за работу «в интересах Путина» +86 просмотров за суткиЭмин Агаларов о Трампе: «Он не забывает своих друзей» +135 просмотров за суткиДжефф Безос впервые вошел в тройку богатейших людей по версии Forbes +45 просмотров за суткиТрамп обеднел на $1 млрд за год и потерял 220 позиций в рейтинге богатейших людей мира +75 просмотров за суткиЭрдоган в гостях у Путина: в поисках новой формулы отношений +3 просмотров за суткиНевинная участь тиранов: Дональд Трамп строит винный бизнес в Вирджинии +11 просмотров за суткиТрамп против Ирана: чем грозит обострение отношений +14 просмотров за суткиПутин и Трамп: опасные связи на обложках мировых СМИ +8 просмотров за суткиПокорение космоса, снижение налогов и уступки иммигрантам: что Трамп сказал Конгрессу +6 просмотров за суткиМиллиардер и зять миллиардера: из чего состоит богатство родственников Трампа +19 просмотров за суткиТриумф генеральского лобби: новое назначение Трампа +9 просмотров за сутки«Санкции будут отменены до 2020 года, но не в ближайшее время» +29 просмотров за суткиШтатная ситуация: почему Федор Емельяненко должен драться в Америке +11 просмотров за сутки«Настоящий друг Израиля»: как прошла первая встреча Трампа с Нетаньяху +42 просмотров за суткиТри визита за 30 лет. Что делал молодой Трамп в СССР +20 просмотров за суткиСША и Китай на пороге «Третьей Опиумной войны»? +4 просмотров за суткиНазад в 30-е: чем опасна для мировой экономики радикальная политика Трампа? +6 просмотров за сутки«Остров Трампа» в США выставили на продажу за $8,75 млн

«Наш» ли Трамп: неотменяемые санкции

Сергей Костяев Forbes Contributor
Майкл Флинн покинул пост советника главы США Фото REUTERS / Carlos Barria
Конгрессу США, возможно, не придется сдерживать нового президента в его попытках смягчить экономические санкции против России

Скандалы последних дней могут привести к тому, что Трамп откажется от своей предвыборной риторики, указывавшей на его желание нормализовать отношения с Россией. Например, после ряда жестких заявлений в отношении Китая Трамп начал сдавать назад, признав политику «единого Китая». В такой ситуации законопроект о санкциях в отношении России, рассматриваемый Конгрессом США, может оказаться попросту не нужным.

Медвежий капкан

Вечером в понедельник Вашингтон сотряс очередной скандал, связанный с Россией. Был вынужден уйти в отставку с поста советника по национальной безопасности Майкл Флинн, которого считали ярым сторонником сотрудничества с Москвой. За всю историю США ни один советник по национальной безопасности еще не занимал свой пост столь короткий срок. Трампу пришлось это сделать после того,  как СМИ узнали, что Флинн обманул Майка Пенса, вице-президента США,  о содержании разговора от 29 декабря с Сергеем Кисляком, послом РФ в США, в ходе которого обсуждалась возможность снятия санкций. Дело в том, что разговор состоялся в тот самый день, когда Обама ввел свои последние санкции в отношении России.

Многие полагают, что здесь может идти речь о нарушении Закона Логана, запрещающего частным лицам вести переговоры с зарубежными странами от лица США, ведь тогда Флинн еще не занимал государственного поста. Пенс был крайне раздражен Флинном, поскольку на национальном телевидении он выступил в его защиту, заявив, что никакого обсуждения санкций между Флинном и Кисляком не было. Не исключено, что сотрудники Пенса и слили информацию о лжи Флинна, заставив тем самым Трампа принять кадровое решение. Скорее всего, не попади эта история в прессу, никакой отставки бы и не было, поскольку Трампу доложили о расследовании спецслужб в отношении Флинна задолго до принятого решения.

Здесь важно отметить  «ниагарский водопад» сливов о разных нюансах процесса принятия решений внутри администрации Трампа. Это свидетельствует о крайне негативном отношении вашингтонской бюрократии  к новому президенту (что сыграло, например, роковую роль в судьбе Ричарда Никсона, ведь «глубокой глоткой» The Washington Post был Марк Фелт, замдиректора ФБР).

Для нового президента проблема не в контактах Флинна с Кисляком, более того, по сообщениям СМИ, американские спецслужбы установили факт того, что предвыборный штаб Трампа находился в постоянном контакте с Москвой (правда, содержание этой коммуникации пока не изучено досконально), а в том, что его администрация выглядит слабой и разорганизованной, где подчиненные нагло лгут начальству.

Угроза для администрации Трампа в том, что спецслужбы и/или парламентское расследование установят факт координации действий между Кремлем и предвыборным штабом Трампа, тогда можно ожидать сеанс «маккартизма-лайт». При худшем для Трампа сценарии будет установлено его личное сотрудничество с Москвой, и тогда он лишится своего поста. Впрочем, последнее труднореализуемо. Например, Крис Кристи, губернатор Нью-Джерси, хотя и погубил свою президентскую кампанию, но сумел избежать уголовного преследования после Bridge Gate — скандала, связанного с тем, что сотрудники губернатора в качестве мести организовали пробку у мэрии города Форт Ли, которая отказалась поддержать кампанию за переизбрание Кристи в губернаторы. В суде не удалось доказать, что лично губернатор принимал участие в организации «плана мести».

Крым вне торга

Позже, 15 февраля, Трамп в своем аккаунте в твиттере написал: «Россия взяла Крым во время администрации Обамы. Был ли Обама слишком мягок по отношению к России?» Ранее Никки Хейли, постоянный представитель США в ООН, говорила о том, что санкции в отношении Крыма будут сняты только после его  возвращения Украине.  Масштабной сделки о разделе сфер влияния «Ялта 2.0» не будет. Представление о том, что весь мир является сферой интересов США, прочно закрепилось в вашингтонском внешнеполитическом истеблишменте после победы в холодной войне. Трамп будет придерживаться сложившегося консенсуса в этом отношении. Впрочем, краткосрочные отдельные соглашения по ряду вопросов возможны. Например, Трамп может предложить Путину вовлечься в масштабную наземную операцию в Сирии в обмен на ослабление санкций, не связанных с Крымом. Однако эксперты отмечают, что уже имеющиеся санкции были введены по вполне конкретным причинам (Крым, Восточная Украина, вмешательство в выборы), попытка привязать их отмену к другим проблемам, (например, Трамп упоминал сокращение ядерного арсенала России) может снизить их эффективность как инструмента воздействия на Кремль.

Фактор Конгресса

Еще до вынужденной отставки Флинна в Конгрессе США началось рассмотрение законопроекта о санкциях в отношении России. В Сенате Линдси Грэм, сенатор-республиканец от штата Южная Каролина, а в Палате представителей  Стени Хойер, конгрессмен-демократ от Мэриленда, внесли билль, по которому конгресс наделяет себя правом в течение 120 дней рассматривать любые проекты послаблений по санкциям в отношении России со стороны президента США. Если в течение данного срока не принимается совместная резолюция неодобрения (joint resolution of disapproval), то инициативы президента вступают в силу. Важно отметить ужесточение позиции американских законодателей по этому вопросу, еще в январе авторы законопроекта говорили, что в нем, в соответствии с традицией, рассматривающей внешнюю политику как прерогативу президента, будет «исключение по национальной безопасности» (national security waiver), дающее право главе государства вносить поправки в режим санкций, исходя из своего понимания национальных интересов.

В политике санкций важно отметить, что в последнее время они в основном вводятся в рамках закона 1977 года «О международных чрезвычайных экономических полномочиях». Все санкции Барака Обамы в отношении России были проведены именно так.

Однако иногда Конгресс США берет внешнюю политику в свои руки, когда видит, что той или иной проблеме в Белом доме уделяется недостаточно внимания. Здесь стоит вспомнить закон 1986 года «Всеобъемлющий акт против апартеида» в Южной Африке, законы 1996 года о санкциях в отношении Ирана и Ливии. Под давлением законодателей президенты нередко сами вводят санкции, с тем чтобы иметь возможность их самостоятельно потом изменять. Так, после ряда законопроектов о санкциях в отношении Ирана в 1994 году Уильям Клинтон ужесточил санкции в отношении этой страны своими указами в рамках полномочий, предоставленных законом 1977 года. (Впрочем, Конгресс США таки ввел санкции отдельным законом.)

Последние события — отставка Флинна (более жесткий, чем ожидалось, законопроект о санкциях в отношении России) — резко снижают вероятность нормализации отношений между США и РФ. Трамп, в целях самосохранения, постепенно занимает все более «стандартную» позицию по ряду вопросов. Также следует отметить, что Владимир Путин сделал рискованную ставку, решив вмешаться в президентские выборы в США и, судя по всему, проиграл, еще более испортив российско-американские отношения.