Зачем миллиардер Сергей Гордеев подарил государству театр Женовача

Министр культуры РФ Владимир Мединский, президент группы компаний ПИК Сергей Гордеев и режиссер, художественный руководитель театра "Студия театрального искусства" Сергей Женовач во время брифинга, посвященного передаче московского театра "Студия театрального искусства" в федеральное подчинение. Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
«Студия театрального искусства», расположенная на бывшей фабрике Константина Станиславского, стала первым театром в России, созданным на частные средства и переданным государству. По словам миллиардера, он вложил в проект $40 млн

Президент группы компаний ПИК Сергей Гордеев, в 2017 году впервые вошедший в рейтинг миллиардеров по версии Forbes, передал государству «Студию театрального искусства» (СТИ) Сергея Женовача. Театр является шестикратным лауреатом и шестнадцатикратным номинантом национальной театральной премии «Золотая маска». В собственность Российской Федерации отошел имущественный комплекс – здание площадью около 5 000 м и сад.

Как рассказал Forbes сам миллиардер, идея создания театра пришла ему в голову во время реконструкции фабрики на Таганке, построенной в начале XIX века. Впоследствии сохранившиеся здания стали частью бизнес-центра «Фабрика Станиславского», самого известного проекта Гордеева.

До революции фабрика принадлежала семье текстильных промышленников Алексеевых, один из которых вошел в историю под псевдонимом Константин Станиславский. «Там было одно здание, в котором Станиславский сделал театр для рабочих, это был простой театр, чтобы рабочие после работы не пили, а как-то культурно проводили время», — рассказывает бизнесмен.

После революции большевики отобрали фабрику и разместили там цех. «И когда я пришел в этот цех, я соприкоснулся с историей этой семьи, и мне захотелось там сделать театр», — говорит миллиардер.

Для реализации своей идеи девелопер нанял директора и разработал концепцию развития будущего театра. Изначально предприниматель планировал, что будет привозить зарубежные постановки и организует что-то наподобие фестивального театра.

«А потом я сходил на спектакль Сергея Васильевича (Женовача. – Forbes), который в тот момент был в ГИТИСе, на спектакль «Мальчики», — продолжает владелец группы ПИК. Постановка ему понравилась, и он решил пригласить команду режиссера в театр. Это был 2005 год.

Изначально стороны договорились, что проработают вместе пять лет, однако в 2010 году они решили, что продлят сотрудничество еще на пять лет. «Соответственно в 2015 году предполагалось, что команда сменится и в театре будет другая команда, не Женовача, но изначально мы, в общем, не предполагали, что театр будет настолько популярным, — объясняет бизнесмен. - Я принял решение, что не буду ничего менять».

Гордеев финансировал театр до конца 2015 года, а в 2016 году в него вкладывали средства уже другие предприниматели — по словам миллиардера, он помог собрать пул спонсоров, в который вошли банк «Открытие», Промсвязьбанк и Бинбанк. Общие затраты на проект на протяжении этих 10 лет миллиардер оценивает в $40 млн.

В середине прошлого года Минкульт решил, что «Студия театрального искусства» станет федеральным театром. «Я мог оставить имущественный комплекс у себя, и тогда бы театр его у меня арендовал, но я тогда решил, что более правильно было бы подарить его Российской Федерации», — говорит бизнесмен.

По словам генерального директора CBRE Владимира Пинаева, можно предположить, что в поступке Гордеева есть как меценатская, так и политическая составляющая, в том числе вопрос взаимоотношений с властями города. Эксперт добавляет, что сама по себе студия как бизнес — не супердоходное предприятие и, возможно, расстаться с таким активом с финансовой точки зрения может быть выгодно, так как передача государству снимает с бизнесмена необходимость дополнительных затрат на содержание театра. «Заниматься этим проектом и управлять им более обременительно, чем избавиться от него», — заключает он.

Алексей Карпенко, адвокат Сергея Гордеева и партнер компании Forward Legal, работающий с миллиардером уже более 20 лет, поясняет, что Гордеев следует концепции, в рамках которой он создает и развивает культурные проекты, а затем передает их государству. Ранее бизнесмен аналогичным образом поступил с домом архитектора Константина Мельникова, 50% которого он вначале приобрел, а затем подарил государству.

В 2006 году девелопер создал фонд «Русский авангард», в коллекцию которого вошли работы советских и российских архитекторов, и которая была передана в Музей архитектуры имени Щусева. Также бизнесмен участвовал в создании Музея современного искусства PERMM, куда вошло собрание «Московский архив нового искусства».

В начале 2000-х «Фабрика Станиславского», которую сам Гордеев называет «культовым объектом», испортила отношения бизнесмена с тогдашними властями столицы. Реконструкцией объекта занималась компания «Росбилдинг», основанная предпринимателем еще в 25-летнем возрасте. Эта компания осваивала территории промышленных предприятий, приобретая их путем слияний и поглощений, которые участники рынка нередко называли «недружественными», а СМИ характеризовали как рейдерские захваты. Сам Гордеев утверждает, что работал всегда в рамках закона.

Как бы то ни было, но масштабы деятельности «Росбилдинга» на рынке слияний и поглощений были таковы, что мэр города Юрий Лужков обвинил компанию в «подрыве промышленного потенциала Москвы». В правительстве заявляли, что девелопер причастен к скупке в 2001 — 2003 годах контрольных пакетов акций нескольких десятков городских предприятий с целью их закрытия и застройки их территории. Речь шла в том числе о заводе «Рускон», фабриках «Радуга» и «Освобожденный труд», ЗАО «Победа», и фабрике им.Петра Алексеева.

Власти грозились засудить топ-менеджеров компании, однако «Росбилдингу» удалось уладить конфликт и стать основным застройщиком микрорайона Марфино. В 2007 году Гордеев стал сенатором от Пермского края, а в 2012 году «Росбилдинг» прекратил свое существование.

Новости партнеров