Глеб Фетисов: «Звягинцев, при всем своем творческом таланте, образец пунктуальности» | Forbes.ru
сюжеты
$58.69
69.15
ММВБ2134.58
BRENT63.46
RTS1147.91
GOLD1262.28

Глеб Фетисов: «Звягинцев, при всем своем творческом таланте, образец пунктуальности»

читайте также
+1928 просмотров за суткиМиллиардер Артур Бланк рассказал, как умение слышать других помогает разбогатеть +563 просмотров за суткиГолубь, домик для Барби и красный велосипед. Что участники списка Forbes получали на Рождество +716 просмотров за суткиМарк Цукерберг рассказал о «магии технологий» в борьбе с болезнями +1491 просмотров за сутки«Цифровое золото»: Павел Дуров заработал на биткоинах больше $30 млн +499 просмотров за суткиПодарок миллиардеру. Рыболовлев начинает стройку на острове Скорпиос +77 просмотров за суткиСоучредитель Facebook стал самым богатым человеком Сингапура +318 просмотров за суткиПро секс и про теннис. Фильм недели: «Битва полов» +32 просмотров за суткиМиллиардеры объединяются для инвестиций за пределами Кремниевой долины +65 просмотров за суткиМиллиардер Майкл Милкен рассказал о смысле жизни в эпоху роботов +10 просмотров за суткиОтнять и поделить: Эр-Рияд хочет забрать у подозреваемых в коррупции до $100 млрд +56 просмотров за суткиВладелец клуба Dallas Cowboys назвал правило виртуозного ведения бизнеса +14 просмотров за суткиМиллиардеры присудили ведущим ученым премии на сумму $22 млн +80 просмотров за суткиБедность в США и война во Вьетнаме. Билл Гейтс назвал лучшие книги 2017 года +49 просмотров за суткиПервый в Европе: Амансио Ортега разбогател на $2,2 млрд за сутки +23 просмотров за суткиМиллиардер и создатель Victoria's Secret рассказал, как стать другом британской королевы +74 просмотров за суткиВ дорогу с миллиардером: гид по Японии от Олега Дерипаски +33 просмотров за суткиЛичный фактор: как миллиардеры борются с болезнями +20 просмотров за суткиМихаил Гуцериев везет в Москву платье Мадонны и костюмы Джексона +133 просмотров за суткиСемейная идиллия с мужем, который не может дышать. Фильм недели: «Дыши ради нас» +14 просмотров за суткиКороль Лас-Вегаса рассказал, как повысить самооценку сотрудников +1 просмотров за суткиМиллиардер Генри Крэвис рассказал, как сделать партнера по бизнесу лучшим другом

Глеб Фетисов: «Звягинцев, при всем своем творческом таланте, образец пунктуальности»

Продюсер Глеб Фетисов, режиссер Андрей Звягинцев и продюсер Александр Роднянский (слева направо) на премьере фильма "Нелюбовь" А. Звягинцева в кинотеатре "Каро 11 Октябрь" Фото Александра Щербака / ТАСС
Основной инвестор и продюсер фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» миллиардер Глеб Фетисов рассказал Forbes, зачем ему компания в Голливуде и как правильно выбирать сценарии и режиссеров, чтобы добиться успеха

В конце 2016 года Глеб Фетисов зарегистрировал в Голливуде продюсерскую компанию Fetisoff Illusion Films Aldamisa Entertainment (сокращенно FIFA Entertainment). Название сложено из двух: Fetisoff Illusion, так называется российская компания Фетисова, и Aldamisa Entertainment, компания с таким названием уже много лет работает в Голливуде и принадлежит известному продюсеру Сергею Беспалову. Фетисов и Беспалов уже работали вместе над разными проектами и теперь решили начать совместную деятельность на постоянной основе. В Голливуде пока формального объединения не произошло, но в России 17 мая 2017 года уже была зарегистрирована компания с точно таким же названием ООО «Фетисов Иллюзион Филмз Алдамиса Интертеймент», в которой 70% принадлежит Фетисову и 30% — Беспалову. Первым проектом объединенной компании станет фильм «Мария» с бюджетом более $50 млн, который будет сниматься в Ватикане на деньги мексиканца-католика Карлоса Слима, шестого в глобальном списке Forbes миллиардера с состоянием $54,5 млрд.

Зачем вам понадобилось открывать компанию в Голливуде? 

— Идея была очень простая. Я серьезно об этом задумался после выхода «Аватара», когда фильм собрал больше миллиарда долларов. Цифра подействовала на меня магически. Я в 2012 году разговаривал непосредственно с Джеймсом Кэмероном, хотел купить у него права на книгу, чтобы снимать следующие фильмы. Кэмерон тогда не собирался снимать продолжение, он был в творческом поиске, но права не продал. Теперь он сам снимает «Аватар 2».

А как вы себя позиционировали, когда с ним разговаривали? У вас же не было тогда никакого опыта работы в киноиндустрии.

— Я же инвестор и всегда позиционирую себя как инвестор. Какая разница, во что инвестировать? В предприятие, в отрасль или в права на книгу или фильм. Я инвестировал в пятнадцать различных отраслей, плохо связанных друг с другом. В металлургии, например, у меня было два крупных проекта — это Западно-Сибирский металлургический комбинат (сегодня входит в группу «Евраз». - Forbes) и Коршуновский ГОК (группа «Мечел». — Forbes). Могу сказать, что только один-два из моих проектов были неуспешными. Мне кажется, я способен определять отрасли и проекты, которые могут принести доход и мне, и моим партнерам.

Глебу Фетисову, который находится под подпиской о невыезде по делу «Моего банка», диплом с Каннского фестиваля привез Александр Роднянский.

На начальном этапе вы разговаривали, например, со своим бывшим партнером Михаилом Фридманом, который очень любит кино и до недавнего времени владел сетью кинотеатров?

Михаил Маратович все-таки больше любит театр, как и Петр Олегович. Если говорить про кино, то в киноиндустрии есть несколько видов бизнеса. Первый связан с продюсированием. Второй — это прокатный бизнес, когда ты покупаешь сети кинотеатров и прокатываешь фильмы. В Америке запрещено владеть и тем, и другим. Если ты — продюсерская компания, ты не можешь быть дистрибуционной. Это понятно, иначе ты будешь прокатывать только свои фильмы. Михаил Маратович в свое время вложился именно в прокатный бизнес, они (инвестиционная компания «А1». — Forbes) купили сети «Кронверк Парк» и «Формулу кино» (в 2012 сети были объединены под маркой «Формула кино». В апреле 2017 «Формулу кино» приобрел Александр Мамут. — Forbes).

Я же хотел стать продюсером. Я решил заняться этим по одной простой причине — я верю в коммерческую ценность этого бизнеса. Первые проекты, которые я реализовал, были исключительно коммерческие: фильм «В спорте только девушки» не только полностью окупился, мы еще и заработали. Другой проект, который мы продюсировали вместе с Беспаловым в 2013-м — это «Chef» («Повар на колесах») Джона Фавро с Робертом Дауни-младшим, Дастином Хоффманом и Скарлетт Йоханссон. Фильм, в который было вложено $16 млн, собрал по Америке $31 млн, а по миру — $46 млн.

А сколько вы вложили в «Шефа»? Вы же не были самым крупным инвестором?

— А я и не собираюсь быть самым крупным. У многих представление, что я инвестирую в кино. Это неправильное представление. Я являюсь продюсером.

И что конкретно вы делаете?

— Продюсеры бывают разные, есть линейный продюсер, executive продюсер, просто продюсер, ассоциативный продюсер. Я для себя наметил два направления, в которых я бы хотел заниматься продюсированием. Первое — это быть креативным продюсером. Я считаю, у меня есть нюх на то, что следует выбирать. Многие люди пытаются выбирать то кино, какое им нравится. Я же стараюсь смотреть на универсальные сценарии, понятные зрителям в разных точках мира, имеющие прокатную перспективу во всем мире. И партнеров я стараюсь выбирать именно таких, которые готовы вкладывать свой продюсерский талант, ориентируясь исключительно на вкусовые пристрастия зрителей.

После отбора сценария важен выбор режиссера. Не в плане того, чтобы это была звезда. Звезда — это отлично, но наш режиссер, в первую очередь, должен быть талантливым и четким. Он должен понимать, что мы снимаем продюсерское кино и никаких отклонений от бюджета, в утверждении которого он будет принимать самое деятельное участие, быть не может. У нас любое отклонение от бюджета — причина расстаться с режиссером.

— Ваш партнер Сергей Беспалов был продюсером голливудского «Города грехов 2» Роберта Родригеса. Проект оказался убыточным — при бюджете $65 млн фильм собрал лишь $39 млн. С чем был связан такой провал?

— В «Городе грехов 2» самая большая ошибка состояла в том, что бюджет отдали режиссеру. У них было желание привлечь Родригеса, про которого, мне кажется, все уже знают, что он из себя представляет и как он работает. Ему разрешили делать все в соответствии с его творческим видением. В итоге получили отклонение на $30 млн от запланированного бюджета.

Читать также: Миллиардеры и кино: кто дал деньги на «Город грехов 2» и «Обитаемый остров»

Глеб Фетисов с продюсером фильма «Нелюбовь» Александром Роднянским (слева) и исполнителями главных ролей — Марьяной Спивак и Алексеем Розиным.

У вас такое не повторится?

— Нет. Для меня неважно, чтобы режиссер был звездой, мне важно, чтобы это был крепкий профессионал, который четко понимает, что надо делать на съемочной площадке, и является там диктатором. И второе обязательное его качество — быть ровно таким же апологетом бюджета, как и продюсер. Режиссер должен быть с тобой в одной лодке, иначе жди беды от проекта. Его творческая составляющая в конечном счете всегда перевесит. Он добавит больше сцен, будет показывать дубли, в которых мы, как нормальные люди, просто не будем видеть разницы, а он будет объяснять, что солнце заходило, тень легла не так и еще что-нибудь. В нашей компании есть очень четкая договоренность — снимаем три дубля, а все последующие — за счет режиссера. Я вам честно скажу, это срабатывает моментально. Если не оговорить, будет и четвертый, и восьмой дубль. А если к тебе прилетели сниматься Арнольд Шварценеггер или Скарлетт Йоханссон, у которых очень жесткий график, то они будут сниматься ровно две недели, а потом помашут тебе ручкой. И если тянуть и размусоливать, не успеешь закончить съемки. А следующее окно у них, может быть, только через два года найдется.

Смотреть также: Фоторепортаж со съемочной площадки российско-китайского фильма с участием Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана

А как же авторское кино? Или фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева был для вас последним?

— Нет, конечно. Мы обязательно будем участвовать в подобных проектах. Но не надо путать авторское кино с коммерческим. Если хочешь создавать авторский фильм или инвестировать в него, ты должен понимать, что креативная составляющая является наиболее важной.

Значит на авторском кино зарабатывать не собираетесь?

— Это практически невозможно. Но вернемся к вопросу о режиссерах. Звягинцев почему великий режиссер? Потому что при всем его исключительном творческом таланте, он еще и образец пунктуальности. Сказано, съемки будут такого-то числа, значит, съемки будут такого числа. И бюджет ни на копейку не будет больше. Об этой замечательной черте Андрея почему-то не говорят.

А каким, кстати, был бюджет фильма «Нелюбовь», и сколько вы в него вложили?

— Это коммерческая тайна. (По данным Forbes, бюджет картины составил $6-7 млн, а Фетисов вложил $2-3 млн - Forbes). Александр Роднянский принес сценарий, он мне очень понравился, и я стал первым инвестором фильма. За мной пришли европейские фонды.

Вы рассказали о первом направлении деятельности. Расскажите о втором.

— У меня как у человека, хорошо знающего финансовый мир, есть идея создать фонд, который бы давал возможность инвесторам вложиться не в один фильм, а сразу в 5-10 фильмов, чтобы диверсифицировать риски. Думаю, в течение первого года мы поднимем $50 млн, дальше посмотрим.

Читать также: Колонка Глеба Фетисова о том, зачем большому бизнесу большое кино

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться