Озарение миллиардера: Илон Маск поверил в людей и начал борьбу с «пьяными ленивцами»
Фото Getty Images

Озарение миллиардера: Илон Маск поверил в людей и начал борьбу с «пьяными ленивцами»

Ален Онсмен Forbes Contributor
Фото Getty Images
В письме сотрудникам Илон Маск заявил, что разочарован в автоматизации производства, распорядился ускорить выпуск Tesla Model 3 и сравнил подрядчиков компании с русской матрешкой и пьяными ленивцами

Недавно на CEO компании Tesla Илона Маска снизошло прозрение о том, что именно чрезмерный упор на автоматизацию привел к столь неприятному срыву массового запуска Model 3. Практически сразу после этого миллиардер решил приостановить производство электрокаров, чтобы исправить работу конвейера, и пообещал в три раза увеличить объем автомобилей, производимых за неделю. Илон Маск также вновь проявил интерес к рентабельности Tesla и продолжил придираться к подрядчикам компании.

Довольно длинное письмо, которое Илон Маск отправил сотрудникам Tesla в начале недели, попало в распоряжение портала Jalopnik. В нем Маск заявил об остановке производства на три-пять дней на автомобильном заводе в Фремонте, штат Калифорния, и на Гигафабрике Tesla (она выпускает литий-ионные аккумуляторы) в штате Невада. Производство было остановлено, чтобы «провести ряд всесторонних обновлений». По словам Маска, «это уже в следующем месяце должно вывести Tesla на объем производства Model 3 в 3000–4000 автомобилей в неделю».

Эти цифры гораздо выше текущих показателей производства Tesla Modelµ3. Лишь недавно, после 10 месяцев немалых трудов, производство Model 3 достигло объема в 2000 автомобилей в неделю. Когда выпуск электрокаров возобновится, заводы будут работать 24 часа в сутки, чтобы компенсировать утерянное время. По словам Илона Маска, последующие обновления будут проводиться с конца мая, чтобы уже к концу июня вывести Tesla на объем производства в 6000 автомобилей в неделю. В недавнем интервью утренней программе This Morning американского телеканала CBS Илон Маск признал, что возлагал слишком большие надежды на усиленную автоматизацию производства и недостаточно верил в опытных рабочих. В своем аккаунте в социальной сети Twitter миллиардер заявил: «Да, чрезмерная автоматизация в Tesla была ошибкой. Если быть точнее, моей ошибкой. Люди недооценены».

Электрокар Model 3 стал самым большим испытанием для Илона Маска. С 2006 года Маск грезил о запуске широкомасштабного производства электромобиля Tesla, доступного на массовом потребительском рынке. Такой автомобиль вывел бы компанию на новый уровень, ведь электрокары Tesla, например, Model S и Model X, могут приобрести лишь богатые покупатели, которые готовы отдать за автомобиль $100 000 и более. Тем не менее запуск Model 3 прошел в июле 2017 года, а на дорогах так и не появились доступные электрокары стоимостью $35 000. В приоритете у компании стоит производство более элитных автомобилей стоимостью примерно $50 000. Пока что непонятно, когда именно Tesla сможет выполнить примерно 500 000 предварительных заказов, волна которых обрушилась на компанию два года назад.

Ввиду сокращения объемов производства Model 3 за последние несколько месяцев сложно понять, достижимы ли оглашенные Маском в письме показатели. Безусловно, некоторые инвесторы воспряли духом, когда в среду акции Tesla на бирже NASDAQ выросли почти на 2%. Их также могло воодушевить заявление Илона Маска о том, что пришло время сократить расходы и вывести компанию на рентабельность.

«Критики извне справедливо осуждают Tesla. По их мнению, Tesla не станет настоящей компанией, пока не начнет получать прибыль, то есть пока доходы не начнут превышать расходы. Об этом не шло и речи, пока мы не достигли больших объемов производства, но теперь мы вышли на этот уровень», — написал Илон Маск в обращении к сотрудникам компании. Финансовому отделу Tesla дали задачу сократить расходы, «стоимость которых трудно обосновать». Кроме того, покупки стоимостью свыше $1 млн будут заморожены до тех пор, пока Илон Маск лично не одобрит их.

Строгий контроль за расходами важен для всех производителей, но жесткие меры, принимаемые руководством Tesla, пришлись именно на тот момент, когда у инвесторов выросло беспокойство в отношении растущего долга и долгосрочного финансового благополучия компании. С момента размещения акций компании на бирже в 2010 году Tesla удалось получить прибыль лишь в двух кварталах. Убытки значительно увеличились в прошлом году, когда Tesla широко инвестировала в производственные объекты, всемирную сеть зарядных станций для электрокаров, собственные магазины и сервисные центры, а также приобрела энергетическую компанию SolarCity. Кроме того, руководство компании пообещало представить новые модели, например, грузовой электромобиль Semi, еще один небольшой кроссовер и новую версию автомобиля Roadster. В марте рейтинговое агентство Moody’s еще сильнее снизило кредитный рейтинг Tesla.

Экономить деньги — правильное решение. В письме Илон Маск призывает сотрудников компании проводить более короткие совещания, и это действительно может пойти Tesla на пользу. Однако Маск, кажется, вновь придирается к поставщикам и подрядчикам компании.

«Я был весьма разочарован, когда узнал, с каким большим количеством компаний-подрядчиков работает Tesla. Зачастую, чтобы наконец узнать, кто именно занимается непосредственным производством, нужно как будто разобрать русскую матрешку из подрядчика, субподрядчика, субсубподрядчика и так далее. Это приводит к появлению огромного количества посредников, участие которых в процессе производства только увеличивает расходы, но не приносит никакой пользы, — написал Илон Маск в обращении. — Производительность подрядчиков сильно разнится: одни работают превосходно, другие же хуже, чем пьяные ленивцы».

Редко приходится слышать о том, что производитель автомобилей винит в своих проблемах поставщиков и подрядчиков. Однако на совещаниях Tesla по вопросам прибыли эту тему в последнее время начали постоянно обсуждать. И, судя по письму Илона Маска, ничего не поменялось. «Все компании-подрядчики должны рассматривать предстоящую неделю как свою последнюю возможность продемонстрировать высокую производительность, — написал Маск. — Контракты с теми подрядчиками, работа которых не будет соответствовать стандартам качества Tesla, будут расторгнуты в понедельник».

Возможно, ранее руководство Tesla неправильно выбрало подрядчиков. Илон Маск все же сохранил несколько необычный скупой стиль руководства и очень четко выделял цели, которых хочет добиться. Исходя из его комментариев в прессе и текучки высококлассных инженеров в компании за последние несколько лет, можно сделать вывод, что он — единственный постоянный член руководства Tesla с тех пор, как на заводе в Фремонте в 2012 году запустили производство Model S.

Если это действительно так и он все еще постоянно находит изъяны в работе компании Tesla, то для решения всех проблем понадобится нечто большее, чем пара временных приостановок производства, более короткие совещания и сокращение бюджета.

Перевод Полины Шеноевой

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться