Миллиардер и Тайсон: зачем Игорь Алтушкин развивает бокс на Урале
Американский боксер Майк Тайсон во время открытой тренировки во Дворце игровых видов спорта в Екатеринбурге / Фото Доната Сорокина / ТАСС

Миллиардер и Тайсон: зачем Игорь Алтушкин развивает бокс на Урале

Американский боксер Майк Тайсон во время открытой тренировки во Дворце игровых видов спорта в Екатеринбурге Фото Доната Сорокина / ТАСС
Основной владелец Русской медной компании Игорь Алтушкин вместе с сыном Александром устраивает в Екатеринбурге турниры по боксу и смешанным единоборствам с участием звезд первой величины

В конце февраля 2018 года в екатеринбургском аэропорту Кольцово приземлился самолет, из него вышел высокий чернокожий мужчина с татуировкой на лице. В аэропорту закутанного в тулуп с меховым воротником боксера Майка Тайсона ждал не менее звездный спортсмен Костя Цзю. Заснеженный Екатеринбург встретил американского гостя с размахом: Железный Майк побывал на утреннике в детском саду, ел караваи, месил цемент и закладывал первый камень в основание строящегося спорткомплекса. Но главным пунктом программы были два турнира по смешанным единоборствам: Тайсон и Цзю посетили «Бои в клетке» в Челябинске и Russian Cagefighting Championship в Екатеринбурге.

На Урал Тайсона привезла промоутерская компания RCC Boxing Promotions («РМК Боксинг Промоушен»). Она была создана в 1998 году и изначально называлась Titov Boxing Promotions — по имени основателя, боксера Германа Титова. В 2016 году на счету компании было уже более 200 турниров по боксу и смешанным единоборствам, она вышла за пределы Урала и проводила шоу за границей, в том числе в США. Тогда у Титова появился новый партнер — основной акционер Русской медной компании (РМК) и давний любитель бокса Игорь Алтушкин. Они решили объединить силы и в ноябре 2016 года создали компанию RCC Boxing Promotions, в которой РМК получила контрольный пакет 51%. Условия объединения ни РМК, ни сын Германа Титова Алексей (исполнительный директор RCC Boxing Promotions) не раскрывают. Появление Алтушкина сразу же вывело RCC Boxing Promotions на новый уровень: компания начала проводить турниры со звездами первой величины, например Александром Поветкиным и Сергеем Ковалевым. Всего в 2017 году было проведено 15 шоу, каждое из них, по словам Алексея Титова, состояло в среднем из 10 боев.

В RCC Boxing Promotions не раскрывают свои расходы и доходы. «Одна из самых высоких затратных частей — «спортивная», — отмечает Алексей Титов, не называя цифр. — Речь идет о гонорарах, проезде, судьях, проживании и питании, перелетах, привлечении международных судей, плате в международные организации. Чем выше статус боя, тем больше затрат на спортивную часть. Четыре из пяти судей в каждом бою иностранцы, а это визы, трансферы до аэропортов вылета, билеты». По подсчетам финансового аналитика Константина Селянина, объем расходов на один бой может составлять от 50 млн до 100 млн рублей.

Для Алтушкина бокс скорее имиджевый проект, уверены собеседники Forbes, едва ли промоутерская деятельность в России сейчас может приносить существенную прибыль. Во всем мире этот бизнес зарабатывает на продаже прав на трансляции поединков телевидению, но в России промоутеры в основном получают деньги с продажи билетов. «Например, HBO и Showtime выделяют от $2 млн до $5 млн за шоу. В России же телевидение не платит практически ничего, а за качественную съемку нужно еще и заплатить немалые деньги, — рассказывает Алексей Титов. — Резонансные бои за границей транслируются в том числе и по системе pay-per-view (плати и смотри), где подключение может стоить до $100. Если, скажем, на бой Флойда Мейвезера и Мэнни Пакьяо (состоялся в 2015 году, общий гонорар соперников оценивается в $350 млн) было продано 5 млн таких трансляций, то это $500 млн выручки».

Может ли ситуация измениться? «Цены за трансляции боксерских поединков на российских телеканалах зависят от нескольких факторов, — рассуждает генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки. — В первую очередь, это охват аудитории, то есть спрос. В этом смысле, на мой взгляд, мы движемся в верном направлении: яркие победы спортсменов повышают качество боев и привлекают новых зрителей, открытия секций и академий по данному виду спорта популяризируют бокс среди подрастающей аудитории, которой в результате дается масса возможностей пройти путь до чемпионского титула. Другой фактор — это рекламный рынок и бюджеты, связанные с ним. Важно, чтобы рекламодатели не уходили в другие виды спорта. Поэтому сейчас основной вопрос не в том, как повысить доходность за счет поединков, а в том, что нужно укреплять свои лидерские позиции на мировой боксерской арене. Тогда и цена за трансляции боев окажется своего рода вишенкой на торте».

Игорь Алтушкин инвестирует не только в проведение турниров. В начале мая он открыл в Екатеринбурге академию единоборств. В шестиэтажном здании в центре города можно развиваться в 12 видах спорта. Два этажа занимает «Арена РМК» вместимостью до 400 зрителей. Страсть миллиардера к единоборствам разделает его сын Александр Алтушкин — в 2016 году он запустил собственную промоутерскую компанию Fair Fight, которая занималась проведением турниров по кикбоксингу и MMA, и также получала финансирование от РМК. Алтушкин-младший по прежнему возглавляет Fair Fight, но сейчас его главным проектом можно назвать турниры по смешанным единоборствам Russian Cagefighting Championship, которые также проходят по эгидой РМК. Именно на первый турнир Russian Cagefighting Championship Алтушкины решили пригласить в качестве почетного гостя Майка Тайсона.

Новости партнеров