Китайская грамота: зачем три миллиардера вложились в Xiaomi
Фото Jason Lee / Reuters

Китайская грамота: зачем три миллиардера вложились в Xiaomi

Фото Jason Lee / Reuters
От IPO китайской Xiaomi ждали рекордов. Однако чуда не случилось: фактическая оценка в $54 млрд оказалась почти вдвое ниже ожидаемых $100 млрд. Поможет ли поддержка трех китайских миллиардеров завоевать доверие рынка?

Компания Xiaomi, разработчик мобильных устройств, программного обеспечения и интернет-сервисов, провела первичное публичное размещение на бирже в Гонконге в конце июня. Xiaomi привлекла $4,7 млрд — примерно на $1,4 млрд меньше, чем планировала. Несмотря на то, что IPO Xiaomi стало крупнейшим среди китайских технологических компаний с тех пор, как Alibaba привлекла более $20 млрд в 2014 году, размещение оказалось гораздо скромнее ожиданий рынка.

Изначально оценка капитализации компании составляла $100 млрд. Ближе к IPO аппетиты стали более скромными: Xiaomi понизила оценку капитализации до $70 млрд. В итоге же акции были размещены по нижней границе ценового уровня 17-22 гонконгских долларов, а капитализация составила $54 млрд. Xiaomi также отказалась от дополнительного размещения акций на бирже в материковом Китае. Торги акциями компании начались в этот понедельник на бирже Гонконга и уже во второй день торгов упали на 13%.

В чем причина столь скромной оценки? С одной стороны, IPO компании прошло на фоне обострения торгового конфликта между США и Китаем. Шестого июля вступило в силу решение президента США Дональда Трампа о введении 25%-ной пошлины на часть импортируемых из Китая товаров. Сложность макроэкономической ситуации признал и Лэй Цзюнь, сооснователь и председатель Xiaomi. Однако компания решила не откладывать IPO.

Аналитики также отмечают, что Xiaomi, чей убыток в первом квартале 2018 года превысил $1 млрд, попросту не смогла убедить инвесторов в том, что ее бизнес-модель оправдывает высокую оценку. Вопросы вызвало позиционирование Xiaomi как интернет-компании и способность повысить маржинальность продаж смартфонов. Но кое-кто в Xiaomi все же поверил, и в их числе три китайских миллиардера.

Вотум доверия

Вопреки цифрам, Лэй Цзюнь назвал размещение компании успешным. В сообщении сотрудникам он заявил, что вложения в IPO со стороны китайских миллиардеров Ли Ка-Шина, Джека Ма и Пони Ма — это знак доверия в адрес руководителей и команды.

Детальная структура инвесторов Xiaomi после IPO пока не раскрывается. Однако, как сообщал Bloomberg незадолго до размещения компании, экс-председатель холдинга CK Hutchison Holdings и один из самых влиятельных гонконгских бизнесменов Ли Ка-Шин планировал вложить в Xiaomi $30 млн. Инвестицию планировали осуществить с помощью фонда Li Ka-Shing Foundation, через который бизнесмен проводит гарантированно доходные вложения, в отличие от рискованных венчурных инвестиций, которые Ли Ка-Шин совершает индивидуально. Технологический сегмент хорошо знаком предпринимателю — ранее он уже инвестировал в компании Skype, Facebook, Siri (до поглощения Apple), Spotify и Waze, а в состав ранее возглавляемого им холдинга входили оператор мобильной связи и интернет-провайдер Hutchison Telecommunications International и интернет-провайдер Hutchison Global Communications.

Размер инвестиций двух богатейших китайских бизнесменов (основателя технологического гиганта Alibaba Джека Ма и председателя не менее внушительного технологического холдинга Tencent Пони Ма) остается неизвестным. Но учитывая, что бизнес обеих компаний сформирован вокруг интернет-сервисов, инвестиции кажутся более чем логичными.

Приманка для миллиардеров

Сейчас бизнес Xiaomi строится в основном на производстве смартфонов. По итогам 2017 года на их долю пришлось 70% выручки компании. Отгрузив на рынок 28 млн устройств в первом квартале 2018 года, Xiaomi стала четвертой в мире, уступив Samsung, Apple и Huawei.

Но помимо смартфонов, Xiaomi разрабатывает и другие продукты: от электронных аксессуаров до бытовой техники, на долю которых приходится около 20% выручки. Несмотря на то что интернет-сервисы занимают в структуре выручки менее 10%, Лэй Цзюнь целенаправленно позиционирует Xiaomi именно как интернет-компанию, рассчитывая на будущий активный рост доходов именно в этой сфере. В этом плане амбиции Xiaomi не меньше, чем у крупнейшей в мире технологической компании — Apple. Хотя более половины доходов Apple приходится на продажи iPhone, именно в сегменте интернет-сервисов в последние два года наблюдается наиболее бурный рост выручки компании. Xiaomi, которая еще в 2014 году получила прозвище «китайской Apple», надеется повторить успех.

Потенциальные партнерства или иная поддержка со стороны как Alibaba, так и Tencent, руководители которых вложились в Xiaomi, могут дать столь необходимый драйвер для роста на интернет-рынке. Способность дифференцировать источники дохода еще до IPO вызывала немало вопросов у потенциальных инвесторов.

С другой стороны, китайские инвесторы могут быть заинтересованы в международной экспансии Xiaomi. Выручка компании за пределами Китая в 2017 году утроилась, но одновременно в полтора раза выросли и расходы на маркетинг и разработку. Учитывая, что китайские интернет-компании пока не столь эффективно конкурируют с американскими и европейскими на глобальном рынке, инвестиции китайских миллиардеров в Xiaomi можно расценить как «пробный шар». Тем более что львиная доля привлеченных в ходе IPO средств, наряду с R&D, пойдет именно на международную экспансию Xiaomi.

Наконец, IPO Xiaomi стало тестом новой системы размещения акций на бирже Гонконга. Акции Xiaomi поделились на два типа, а их владельцы имеют так называемые взвешенные права голоса (weighted voting rights, WVR). Руководство биржи в течение нескольких лет боролось за отмену запрета на WVR, и потенциальный рост акций Xiaomi может простимулировать и другие компании размещаться в Гонконге — включая и те, доли в которых есть у китайских миллиардеров. Например, одним из кандидатов может быть аффилированный с Alibaba финансовый сервис Ant Financial, который тоже рассматривает возможность IPO.

Что же касается самой Xiaomi, поддержка «звездных» инвесторов важна для компании не столько финансово, сколько с точки зрения отношений с другими инвесторами и финансовыми аналитиками. Ведь компании со всего восьмилетней историей еще предстоит убедить рынок в своей «триатлонной модели», по которой смартфоны, ПО и интернет-сервисы должны сложиться в единую экосистему.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться