К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Нельзя быть все время успешным». Правила бизнеса Виктора Вексельберга

Фото Григория Собченко для Forbes
Фото Григория Собченко для Forbes
Бывший ученый, занимавшийся разработкой насосов для нефтедобычи, а потом ставший владельцем самих месторождений и одним из богатейших людей России, об отношении к деньгам, источнике удовольствия и справедливости

Свой путь в бизнес Виктор Вексельберг начал уже состоявшимся ученым в конце 1980-х. В конструкторском бюро «Коннас» он занимался разработкой насосов для выкачивания нефти из скважин. Этот опыт помог ему в будущем. В то время нефтяные поля были завалены использованными силовыми кабелями, применявшимися при работе насосов. При помощи разработанного своими силами оборудования Вексельберг с коллегами извлекали из проводов медную жилу, которую затем отправляли на экспорт. При себестоимости в $300 за тонну, за рубежом медь продавалась по $2300 за тонну. В итоге уже через год после создания компании «Ренова», в 1991 году вчерашний завлаб стал миллионером.

А уже в 1997 году вместе с Альфа-банком «Ренова» приватизировала госпакет акций Тюменской нефтяной компании. Из этой компании вырос нефтяной гигант ТНК-BP, от продажи которого «Роснефти» в 2013 году $7 млрд достались Вексельбергу. Сделка оказалась своевременной — через год цены на нефть рухнули, а Россия попала под секторальные санкции со стороны западных стран. Избежать санкций Вексельбергу, впрочем, не удалось — они настигли его в апреле 2018 года. «Нас осталось мало: мы да наша боль», — печально цитировал миллиардер песню Булата Окуджавы спустя пару месяцев на Петербургском международном экономическом форуме. Forbes вспомнил и другие высказывания Вексельберга.

Для меня быть богатым — это в первую очередь быть ответственным. Деньги трудно заработать, но еще труднее ими правильно распорядиться.

 

Мы живем в материальном мире, и каждый стремится к росту своего благосостояния. Богатство — это и критерий социального успеха человека, и, косвенно, отображение его способностей, отчасти везения.

Не врать и не бояться. Обманывать вообще нехорошо, а уж себя самого — подавно: надо в любой ситуации сохранять верность своим принципам и убеждениям. И никогда нельзя бояться ставить перед собой амбициозные задачи, нельзя опускать руки перед проблемой из страха ошибиться при ее решении.

 

Хороший совет дал мне один из институтских преподавателей: «Лидеры в жизни меняются редко — берегите лидерские позиции».

Нельзя быть все время успешным.

Действительно значимые перемены всегда начинаются практически с нуля, а точнее, с зазора между реальностью и представлениями о ней. Изменение окружающей действительности, собственно, и есть содержание предпринимательской деятельности. Сначала ты убеждаешь себя, ставишь амбициозную задачу, а в итоге появляется то, что за короткое время начинает казаться обыденным, незыблемым и существовавшим всегда. Вспомните хотя бы, как в нашу жизнь входили мобильные телефоны.

 

Если ваши представления не совпадают с действительностью, то меняйте представления.

Сидеть в кеше — это не бизнес, это глупо.

Преодоление препятствий всегда делает человека немного сильнее, немного упрямее. И за каждой покоренной вершиной открываются новые, непокоренные.

В определенный момент коммерческий успех уже не может занимать тебя полностью. Я к этому пришел уже достаточно давно, и в моей жизни появились новые интересы и приятные обязанности, связанные с компенсацией всего того, что было разбазарено, разворовано, упущено.

У меня, как у нормального человека, наверное, достаточно много врагов и конкурентов. Было бы странно, если бы их не было.

 

Все мое материальное благополучие связано с успешной сделкой с ТНК-ВP, которая дала мне возможность получить достаточно крупные финансовые ресурсы.

Русский или российский олигарх — это сегодня такой бизнесмен с сомнительной репутацией, ориентированный на дискуссию по поводу длины яхты, отдыха на французском берегу.

Я гражданин великой и прекрасной страны под названием Россия, я законопослушный гражданин.

Я считаю, что бизнес должен отвечать за бизнес. То есть его ответственность — эффективно управлять теми активами, которые оказались под его управлением.

 

У каждого человека свое представление о справедливости.

Я скорее не очень хочу, чтобы мои дети принимали от меня какие-то бразды правления курными корпорациями. Я хочу и об этом уже говорил, чтобы они были свободны в своем выборе. Чтобы их ничего не толкало к этому. Если они предназначены для этого, здорово.

Я по своей природе такой трудоголик и не умею получать удовольствие пока за пределами офиса.

Я, честно говоря, сколько ни пытался делать прогнозы, никогда не попадал.

 

Слово «репутация» у нас вообще отсутствует. Может быть, оно есть где-то внутри бизнеса или при человеческом общении (я с этим буду иметь дело, а с этим не буду), но не на национальном уровне, а это же гораздо важнее.

У нас все замечательно в нынешних условиях: падаем вместе со всеми, но не так сильно.

При подготовке статьи использовались материалы «Ведомостей», Forbes, «Эхо Москвы», «Известий»RUNYweb

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+