К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Смерть за твит: уничтожат ли американские власти Илона Маска и Tesla

Фото Ray Tamarra / GC Images
Фото Ray Tamarra / GC Images
Потребовав отстранить Илона Маска от управления Tesla, Комиссия по ценным бумагам пошла на поводу у спекулянтов и нанесла удар реальным инвесторам. Если ее требования будут удовлетворены, для Tesla это станет началом конца

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подала в суд на Илона Маска и требует отстранить его от управления Tesla. Иск выдвинут из-за сообщения Маска в Twitter от 7 августа 2018 года: «Думаю над превращением Tesla в частную компанию при [выкупе акций у акционеров по] $420». Акции в тот момент стоили примерно на 15% дешевле. Поэтому шортселлеры потеряли на этом твите большие деньги. Шортселлерами называют людей, которые заимствуют (за определенную плату) акции компании и тут же продают их. Делают они это потому, что рассчитывают на их падение в цене в близком будущем. Если их ожидания сбываются и акции дешевеют, они выкупают их, но уже по сниженной цене, чтобы вернуть тому, у кого заимствовали. А разницу между высокой ценой продажи и низкой ценой покупки кладут себе в карман. Что удивительно, SEC, как правило, пытается ограничивать возможность шортселлеров, поскольку их спекуляции — одна из главных причин нестабильности на финансовых рынках, в том числе — резких скачков цен на акции времен кризиса 2008-2009 годов.

У Tesla уже давно существуют как преданные поклонники, так и ненавистники. Вторые считают, что акции Tesla не стоят ничего и компания вот-вот разорится. Правда, считают они так уже не первый год и конкретно на Tesla потеряли больше, чем на любой другой компании в истории. Но поскольку для них она предмет антикульта, а не разумного анализа, они продолжают швырять свои деньги в пасть Молоху и по-прежнему «шортят» ее акции, на чем теряют еще больше, отчего злятся еще больше — и так по кругу. А если бы идея Маска была реализована, шортселлерам пришлось бы купить проданные ими акции по более высокой цене и влететь в большие убытки. Кто-то запаниковал и купил акции по цене выше той, по которой продал, — и понес убытки. Их SEC в своем иске обозначает как потерпевших и называет «инвесторами», что юридически неверно. Шортселлера нельзя называть инвестором. Строго говоря, он вообще не владеет акциями компании, лишь заимствует право на их продажу. Твит Маска напрямую не мог привести к падению цен акций, а значит, интересы именно инвесторов — реальных владельцев акций — не затронул. Зато в случае отстранения Маска как раз они и пострадают. Иск SEC уже нанес удар по инвесторам — акции Tesla упали на 13%. Зато шортселлеры, конечно, остались в плюсе.

Почему же SEC защищает шортселлеров? Вероятно — и это самое реалистичное объяснение, — ее сотрудники просто наломали дров, не разобравшись. Бывает, SEC — всего лишь еще одно государственное ведомство, а работники госведомств, как известно, иногда ошибаются. На этот вариант указывает и ряд мелких деталей из иска. Например, она делает смехотворную ошибку, утверждая, что Илон Маск «соосновал Tesla в 2003 году и с того времени был главой совета директоров и ее крупнейшим акционером». Каждое утверждение в этом предложении — ложь, выдающая элементарное незнание предмета со стороны составителей иска.

Компанию в июле 2003 года основали совсем другие люди, Марк Тарпенниг и Мартин Эберхард. Маск не имел к ней вообще никакого отношения вплоть до февраля 2004 года, когда он и стал главой совета директоров компании и крупнейшим акционером. Иск, содержащий даже такие ошибки в описании обвиняемого, — это хороший знак для компании. Его вряд ли делали в спешке — готовился он полтора месяца. Выходит, его готовили не самые толковые работники. Требования сырых исков и не самых грамотных обвинителей не так часто удовлетворяются судом.

 

Что будет, если SEC отстранит Маска? Чтобы понять хотя бы приблизительный масштаб катастрофы, нужно прояснить, что именно Маск сделал для Tesla. Когда он пришел в компанию в 2004 году, единственное, что было у Tesla, — одна модель электромобиля, причем нацеленная на довольно узкий рынок спортивных машин. Именно Маск выработал и еще в 2006 году озвучил совсем иной план: «Сделать спорткар. Потратить деньги от его продаж на то, чтобы создать более доступную по цене машину. Потратить деньги от продаж этой машины на то, чтобы создать еще более доступную машину. Попутно обеспечить возможности по выработке электричества из альтернативных источников». Маск принес в компанию план сделать платформу Model S и Model 3, а также заняться выпуском солнечных батарей. Эти планы были крайне амбициозны — в 2006 году никто вообще не верил в существование доступных электромобилей. Разногласия по поводу этих сверхамбициозных планов привели к тому, что Эберхард, один из основателей компании, покинул ее в 2007 году.

Если вынуть из Tesla то, что принес Маск, то останется только Tesla Roadster — модель, которая устарела и больше не выпускается

Более того, Tesla на самом деле никогда ее даже не выпускала — шасси Roadster прибывало из Великобритании, где его делал Lotus. То есть собственное производство у компании появилось уже через годы после того, как Илон выжил из компании ее основателей. До него Tesla не производила электромобилей. Сегодня она — их самый крупный производитель.

 

Приведем цифры: в августе 2018 года стоимость Tesla Model 3, проданных на американском рынке, достигла $1 млрд. Это больше, чем у любого другого производителя легковых автомобилей (в США в понятие легкового авто, или passenger car, не входят пикапы и кроссоверы). Те, кто был лидером по продажам в этом секторе раньше, — Toyota Camry и Honda Accord — сегодня сильно уступают новичку. Немыслимое еще десять лет назад достижение. Японские производители потратили десятки лет напряженнейших усилий, чтобы занять первые места на американском рынке легковых авто. Ни один американский производитель уже давно и в сладком сне не мог себе представить, что сможет попасть даже в первую пятерку по количеству продаваемых моделей. Tesla Model 3 попала туда всего за 13 месяцев.

Маск и сейчас продолжает принимать и утверждать все решения по архитектуре автомобилей. В 2019 году должна быть представлена Model Y — кроссовер на платформе Model 3 по схожей цене. В 2019 году запускается производство электрогрузовика Tesla Semi. А через пять лет, как заявил Маск, компания создаст электромобиль с ценой от $25 000. Это стоимость типичного бюджетного автомобиля в США. Очевидно, что его продажи должны быть много больше, чем у машин на платформе Model 3. Увы, ни один из этих проектов без Маска нормально запустить не удастся.

Этот предприниматель отличается от большинства бизнесменов тем, что его стиль руководства, по словам сотрудников Tesla, больше напоминает манеры спецназовца, чем бизнесмена

Когда Маск сталкивается с проблемой, то решает ее любой ценой и регулярно делает то, что другие считают нереальным. Самый свежий пример — запуск в производство Model 3. Организацию массового производства машины курировал крайне талантливый человек — бывший вице-президент Tesla по инженерным вопросам Даг Филд, до Tesla работавший в Apple. Филд принес концепцию предельной автоматизации предприятия и отказа от ручного труда. С лета 2017 года по весну 2018 года он пытался запустить конвейер на основе такой автоматизации, но ничего не добился. В мае 2018 года Маск взялся решать вопрос сам. Через три месяца производство Model 3 выросло в три раза. Маск вернул (там, где это было нужно) ручной труд и предпринял все возможные меры, чтобы форсировать производство. Жесткость, которую Маск проявил при реализации этих мер, вызвала едкую критику в деловой прессе США. Другие бизнесмены на его месте так бы не поступили. А многие даже не стали бы браться за такие задачи. Например, ознакомившись с запланированными Tesla параметрами электрогрузовика Semi, глава грузового подразделения Mercedes заявил, что они невозможны с точки зрения законов физики. И это притом что прототипы Semi уже бороздят Соединенные Штаты в рамках испытаний и показов заказчикам. То есть у Tesla уже электрогрузовик, а Mercedes пока даже не понимает, как американскому конкуренту вообще удалось его создать.

 

Илон Маск принес в Tesla еще одну вещь, о которой Мартин Эберхард даже не заикался: постоянно совершенствуемый автопилот. В ближайшие месяцы планируется целиком беспилотный пробег группы Model 3 от Тихого океана к Атлантике через все США, а со следующего года — активация автопилота в городе. Маск честно признавал, что проект Model 3 столь амбициозен, что поставил всю компанию на грань выживания. Автопилот тоже ставит Tesla на грань выживания. Либо автопилот снизит смертность за рулем в разы, как утверждает Маск, либо какие-то невидимые глазу программистов недочеты приведут к серии аварий и непоправимому ущербу для компании. Маск на такой риск пойдет, но нормальный деловой человек — нет.

Tesla уже давно не стартап, у нее в третьем квартале этого года будет не менее $5 млрд продаж. В компаниях такого размера не рискуют всем, не достигают поставленные цели любой ценой. Без Маска все начатые им крупные проекты будут развиваться медленнее. И это будет для Tesla началом конца. Сегодня ее машины разгоняются быстрее любых других серийных авто в мире, имеют самый большой запас хода среди всех электромобилей и самый высокий спрос в каждом сегменте, где компания что-то выпускает. Поэтому ее продажи обгоняют BMW, Audi, Lexus и Mercedes. Но происходит это не потому, что упомянутые компании делают плохие машины, а потому, что Tesla возглавляет человек с методами спецназовца, склонный преодолевать трудности любой ценой. Если SEC сможет заменить его обычным бизнесменом, тот будет действовать так же размеренно, как и его коллеги из BMW, Audi, Lexus и Mercedes. Только вот у этих его коллег куда больше денег, заводов и инженеров. Ведя дела «как обычно», Tesla не сможет обгонять их на технологическом фронте, как она это делает сейчас.

Грамотный адвокат может завернуть обвинение SEC только на основании упомянутой выше фактической ошибки в описании Маска. Тогда иск доработают и направят вновь. Главный вопрос в другом: удовлетворит ли его суд? Наверняка судья попытается удовлетворить его в части, касающейся штрафа за твит. Но едва ли стоит ждать отстранения Маска от руководства компанией. Дело в том, что Комиссия по ценным бумагам почти во всех своих исках к главам компаний включает требование запретить им занимать руководящие посты. Но суд редко удовлетворяет такие требования. Это крайне серьезное ограничение свобод бизнесмена и сокрушительный удар по самой компании. Часто после такого запрета корпорации не помогает смена руководства, и она банкротится. Толкать к банкротству компанию с квартальными продажами более $5 млрд — это как раз то, что в России называется «кошмарить бизнес». Далеко не все американские судьи являются фанатами такого образа действий.

Как правило, решение об отстранении принимается, только если доказан факт явного мошенничества и заведомого обмана. Доказать такое будет непросто. Маск не продавал акции на пике цены после твита. В самом иске отмечается, что у него еще до твита были встречи с представителями суверенного инвестфонда Саудовской Аравии, которые предлагали Маску превратить компанию в частную в обмен на строительство завода Tesla на Ближнем Востоке. Фонд владеет крупным пакетом акций Tesla, там сидят неглупые люди. Они тоже понимают, что без Маска акции Tesla едва ли не в два раза ниже текущей цены. Едва ли они не были готовы выкупить акции по цене $420 за бумагу.

Так или иначе из-за иска SEC в ближайшие месяцы акции Tesla будет сильно лихорадить. Куда сильнее, чем после твита Илона Маска. И убытки реальных инвесторов, а не спекулянтов от этого будут куда больше. Разница лишь в том, что Маска за его твит поведут в суд, а SEC за ее иск — нет. Ведь некому надзирать за надзирателем.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+