К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Новая эра: почему Уоррен Баффет начал инвестировать в финтех

 Фото Bloomberg via Getty Images
Фото Bloomberg via Getty Images
Наследники миллиардера в Berkshire Hathaway перешли от ресторанных сетей и продовольственных гигантов к онлайн-платежам. В их распоряжении больше $100 млрд свободных средств холдинга Баффета. Первые две инвестиции следуют в фарватере Alibaba Джека Ма, — что будет дальше?

Один из богатейших людей планеты Уоррен Баффет (№3 в глобальном рейтинге Forbes, состояние — $82,4 млрд) известен тем, что не инвестирует в технологии. Сам он говорит, что не разбирается в них. Среди редких исключений — компания Apple, 0,1% акций которой холдинг Berkshire Hattaway купил в 2016 году. Но сейчас все изменилось. В нынешнем году, как пишет The Wall Street Journal, Berkshire инвестировал $600 млн сразу в две куда менее известные, чем Apple, финтех-компании: индийскую Paytm и бразильскую StoneCo.

Платежи для Баффета

Обе компании занимаются онлайн-платежами. Paytm, в которую Berkshire вложила $300 млн в августе — крупнейшая платежная система в Индии. По собственным данным, у нее более 300 млн пользователей. Для сравнения, у PayPal было 254 млн активных пользователей по итогам третьего квартала 2018 года.

StoneCo предоставляет для своих клиентов (например, владельцев онлайн-магазинов) услуги по обработке платежей. На сегодняшний день у нее порядка 200 600 клиентов. Будущую клиентуру компания оценивает в почти 9 млн предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в Бразилии. В минувший четверг, 25 октября, StoneCo провела IPO на Nasdaq, продав акции на $1,2 млрд. Berkshire выступила одним из покупателей, вложив в бумаги $300 млн, что также противоречит инвестиционным принципам Баффета: миллиардер недолюбливает скупку акций на публичных размещениях.

 

«Онлайн-платежи — ключевая история для всех компаний, особенно работающих на развивающихся рынках, — объясняет новую стратегию Berkshire управляющий партер фонда Target Global Михаил Лобанов. — На мой взгляд, Paytm интереснее, поскольку не только работает с Visa и MasterCard, но позволяет создавать собственные виртуальные кошельки — а здесь и маржа, и перспективы куда выше». По словам Лобанова, большие сложности, которыми сейчас сопровождаются трансграничные онлайн-платежи, создают головную боль для продавцов по всему миру. Например, во всем мире только 6% населения владеют кредитными картами, а именно они в основном используются для платежей между странами, поскольку по дебетовым картам установлены строгие ограничения. То же самое касается локальных кошельков. «Поэтому все компании, которые будут интегрировать локальные методы оплаты и осуществлять платежи между странами, обладают огромными перспективами», — резюмирует Лобанов.

Профессиональный инвестор Алена Авдеева напоминает, что в портфеле Berkshire уже есть такие процессинговые компании, как Visa и MasterCard, так что экспертиза в конкретно этой области у компании есть — несмотря на нелюбовь Баффета к технологическим компаниям. «Для Berkshire покупка Paytm и StoneCo — увеличение позиции в отрасли инфраструктуры торговли, — говорит Авдеева. — Очевидно, что рост интернет-торговли и переход от оборота наличных к цифровым расчетам в странах с суммарным населением 1,5 млрд рано или поздно неизбежен. И Баффет совершенно справедливо делает свою ставку». В недавней колонке для Forbes Авдеева иллюстрировала большие возможности компаний в сфере онлайн-платежей на пример Paytm. Как известно, в Индии все предпочитают вести бизнес наличными. Но в 2016 году премьер-министр Нарендра Моди вывел из оборота купюры в 500 и 1000 рупий, на которые приходилось 86% всей индийской наличности. Реформа привела к массовым протестам, а затем дала большой толчок к развитию таких сервисов, как Paytm.

 

Хорошая компания

Еще до IPO StoneCo Reuters называл в числе его инвесторов бразильский инвестфонд 3G Capital, среди соучредителей которого — один из богатейших людей Бразилии Хорхе Пауло Леманн (№29 в глобальном рейтинге Forbes, состояние — $21,2 млрд). 3G Capital и Berkshire Hathaway — давние стратегические партнеры. Благодаря их тандему появились такие компании как холдинг Restaurant Brands (объединяет кофейни и закусочные, например, Burger King), продовольственный гигант The Kraft Heinz и крупнейшая пивоваренная компания мира Anheuser-Busch InBev.

Впрочем, к сделкам с Paytm и StoneCo Баффет имеет опосредованное отношение, утверждает The Wall Street Journal. За них отвечал Тодд Комбс — 47-летний вице-президент Berkshire Hathaway. Его, вместе с другим вице-президентом холдинга Тэдом Вечлером, уже давно называют приемником Баффета. И пока миллиардер управляет основным портфелем Berkshire, в распоряжении Комбса и его коллеги — почти $111 млрд, которые скопились на счетах холдинга, и полное доверие со стороны Баффета.

Какой будет дальнейшая стратегия Комбса и Вечлера? Сделки последних месяцев следуют в фарватере стратегии другого миллиардера — основателя Alibaba Джек Ма. Ant Financial (дочерняя структура Alibaba, через которую китайская корпорация захватывает другие рынки) на IPO StoneCo вложила в компанию $100 млн. В предыдущие годы она скупила самый крупный пакет акций Paytm, значительно увеличив ее аудиторию за счет собственных технологий. В партнерстве с Alibaba Paytm планирует купить за $400-$500 млн индийские активы китайского производителя мобильных браузеров UCWeb.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+