Попытка №2: хватит ли у властей денег на новый антикризисный маневр - Мнения
$57.72
60.8
ММВБ2130.47
BRENT57.02
RTS1162.96
GOLD1230.68

Попытка №2: хватит ли у властей денег на новый антикризисный маневр

читайте также
Без прикрытия: почему арестовали Евгения Дода Стоит ли "тянуть как можно дольше" с отменой контрсанкций Конец эры бюрократов: семь причин, по которым 80% чиновников окажутся на улице Замкнутый круг или кому на самом деле нужна чистая вода? Скандальные права: авторские общества могут заменить государством ЦКАД теряет «Лидера»: инвестор до сих пор не подписал контракт Новая пенсионная реформа: откуда брать деньги на будущее Среди аграрных компаний в лидерах рейтинга Forbes – "Мираторг" и "Черкизово" Сколько стоят авиауслуги для президента Зачем Китай оплачивает железнодорожные перевозки через Россию и Казахстан Что неладно с новой российской «большой приватизацией» Что случилось с «Мякинино»: почему поссорились метрополитен и Агаларов ФАС: к концу года рост цен на бензин составит 5-6% Наследство соцлагеря: почему накопленные пенсии все равно отнимут Причал миллиардеров: кто из участников списка Forbes борется за Махачкалинский порт «Офшорная психология»: почему «Роснефти» разонравилось быть госкомпанией Москва без москвичей: как столичная власть нас автоматизирует Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет Мельдониевая гордость: спорт как продолжение войны иными средствами «Бюрократическая яма»: Керченский мост остался без финансирования Здесь будет город-суд: почему в Москве стало больше градостроительных конфликтов

Попытка №2: хватит ли у властей денег на новый антикризисный маневр

Владимир Милов Forbes Contributor
фото ИТАР-ТАСС
Возможностей для увеличения расходов, которые были в 2008–2010 годах, у правительства сейчас нет

Какая-то интересная история происходит с бюджетом. С одной стороны, впервые за много лет — особенно после кризисного рывка бюджетных расходов — в правительстве заговорили о необходимости сокращения («оптимизации») отдельных статей бюджета. Долгожданная бережливость? Да нет, ибо, с другой стороны, принято решение распечатать Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 450 млрд рублей для вложения в транспортные проекты через механизм инфраструктурных облигаций. Достоянием гласности стал и спор Минфина и Минэкономразвития о выделении средств ФНБ на поддержку малого и среднего бизнеса. Хотя это предложение МЭР и не прошло, как знать, не поддержит ли его президент, который любит рассуждать о стимулировании экономики и у которого теперь в советниках недавний глава экономического ведомства (и автор этой идеи) Андрей Белоусов. Через призму «бюджетной оптимизации» стоит смотреть и на озвученные некоторыми министрами предложения «слегка уронить» рубль — удешевление национальной валюты не очень поддержит экономику, но зато позволит высвободить значительные средства бюджета. 

 

Все эти решения очень серьезны для экономики, особенно на фоне пассивности правительства.

Неудивительно, что сразу же возникли попытки углядеть в них некую закономерность, предугадать общий замысел: может, все бюджетные маневры — подготовка к грядущему кризису? Снова будут наращивать расходы на экономику, поддерживая ее в условиях падения экспорта и оттока ликвидности?

Однако других идей у правительства нет — поэтому и пытаются «поджать» расходы бюджета, чтобы потом, случись новый виток мирового кризиса, было проще распрямить эту пружину. В похожей логике и планируемая распечатка средств ФНБ для финансирования инфраструктурных облигаций. Власти явно рассчитывают, что финансирование инвестпроектов транспортных компаний как минимум поможет поддержать замедляющуюся экономику, а как максимум — задаст новый вектор антикризисных мер при худшем сценарии. Попробуем разобраться. Да, тренд на некоторое сокращение расходов означает, что власти понимают: бюджет разросся чрезмерно. За 5 лет расходы увеличились более чем вдвое — с 6,5 трлн рублей в начале 2008 года почти до 13,5 трлн сегодня. Случись новый кризис, такая неповоротливая машина угрожает макроэкономической стабильности государства. В прошлый раз на пике кризиса правительство обладало Резервным фондом объемом почти 5 трлн рублей, но в 2009–2010 годах он был стремительно съеден, в какой-то момент съежившись до 750 млрд.

 

Сейчас Резервный фонд почти вдвое меньше (около 2,7 трлн рублей), и спасти экономику такими же методами не получится.

Тем более что разросшийся в результате выбранной модели антикризисной политики госсектор является источником низкой производительности труда и не создает базу для дальнейшего роста — это, очевидно, и имел в виду министр финансов Антон Силуанов, когда недавно упомянул низкую производительность, комментируя разговоры о «перегреве» экономики.

Есть только одна проблема: возможностей для увеличения расходов, сопоставимых с пакетом антикризисных мер 2008–2010 годов, у правительства нет даже с учетом бюджетной «оптимизации» (планируется сокращение расходов на 360 млрд рублей). А есть ли в запасе другие инструменты? Большой вопрос. Намеченные меры — урезание трансферта Пенсионному фонду, механическое сокращение госзакупок на 5%, откладывание финансирования оборонзаказа на будущие периоды — не имеют ничего общего со столь нужными структурными реформами госсектора, которые помогли бы повысить производительность труда и высвободить резервы для роста. Приватизацию крупных компаний типа «Роснефти» или «Аэрофлота» власти вновь отложили.

 

Делать реальные шаги к сокращению госсектора государство явно не собирается, все ограничится косметической приватизацией, напоминающей лукашенковскую.

Ситуация такова, что в случае развития неблагоприятных явлений в мировой экономике нам придется намного сложнее, чем в 2008–2010 годах. Старые методы не сработают, и в следующий раз непомерно разросшаяся махина государственной экономики может просто не взлететь.