Цены на нефть: что делать с российским бюджетом | Forbes.ru
$59.16
69.46
ММВБ2155.82
BRENT62.63
RTS1147.61
GOLD1280.56

Цены на нефть: что делать с российским бюджетом

читайте также
+167 просмотров за суткиСаудиты меняют ландшафт мировой экономики +874 просмотров за суткиТри задачи. Шансы на возвращение «тучных» лет остаются призрачными +416 просмотров за суткиНефтяной марафон. 10 стран-лидеров по экспорту «черного золота» +252 просмотров за суткиСухой паек: нефтегазовые гиганты не могут найти альтернативу западному финансированию +216 просмотров за сутки4% и $44 за баррель: ЦБ ждет ускорения инфляции и снижения цен на нефть в 2018 году +42 просмотров за суткиЗа дымовой завесой. Как утилизация углекислого газа изменит мир +85 просмотров за сутки57 или 68: три сценария для рубля и цен на нефть в 2018 году +20 просмотров за суткиПосле ареста: как антикоррупционная кампания в Саудовской Аравии заставила вырасти цены на нефть +61 просмотров за суткиПрерванная связь. Как дорожающая нефть повлияет на курс рубля +15 просмотров за суткиГеография цен. В каких странах дешевле всего добывать нефть +11 просмотров за суткиБезумство храбрых. Как американцы инвестировали в добычу нефти в Иракском Курдистане +8 просмотров за суткиА если снова кризис? Минфин занижает расходы и будущие доходы бюджета +32 просмотров за суткиСимволический жест. Кого испугают американские санкции по российским энергетическим проектам +8 просмотров за суткиСолнце Востока. Зачем страны Персидского залива развивают возобновляемую энергетику +23 просмотров за суткиПротив Северного потока. Как Польша сражается с «ветряными мельницами» +17 просмотров за суткиЭнергия будущего. Сможет ли спрос на электромобили снизить цену на нефть до $10 за баррель +7 просмотров за сутки«Эффект Амазона»: продолжит ли «оцифрованная» нефтедобыча сланцевую революцию +6 просмотров за суткиНаграда за особые заслуги. Может ли «Роснефть» претендовать на налоговые льготы +7 просмотров за суткиЗа ценой постоим: почему американская нефть укрепится в Азии +11 просмотров за суткиНефтяные юани и борьба за китайский рынок: кому выгоден отказ от нефтедоллара +13 просмотров за сутки«Лукойл» vs «Роснефть»: 26 лет спустя
Мнения #нефть 25.11.2014 09:29

Цены на нефть: что делать с российским бюджетом

Марсель Салихов Forbes Contributor
Терновой Дмитрий для Forbes
Минфин и Центробанк в силах справиться с проблемами 2015 года, но долгосрочная бюджетная политика должна стать более консервативной

Цены на нефть продолжают снижаться. На прошлой неделе цена нефти сорта Brent опускалась до $78/баррель. Относительно быстрого восстановления цен на уровень $90-100, на которое рассчитывали многие эксперты (и я, признаться, в их числе), не произошло. Прогнозировать цены на нефть – дело неблагодарное и систематически, по всей видимости, невозможное. Однако цены на нефть – один из основных параметров, который оказывает влияние на всю российскую экономику. Поэтому обойтись без этого не получается.

Проект федерального бюджета на 2015-2017 годы, который уже одобрен Госдумой в третьем чтении, исходит из того, что среднегодовой уровень цен на нефть в 2015 году составит $100/баррель – на 20% выше текущего уровня. Нефтегазовые доходы федерального бюджета составляют около половины доходов.

Насколько серьезны проблемы для бюджета?

Президент Владимир Путин уже популярно объяснил, почему доходы бюджета не пострадают: «То, что раньше продавали за доллар и получали в ответ 32-35 рублей, теперь продаем за тот же доллар, но получаем 45-48 рублей. Так что доходы в бюджет даже увеличились». Разумеется, это чисто формальное объяснение. Оно означает, что Минфину можно в спешке не перевносить бюджет на следующий год. Чисто арифметически завышенный прогноз по цене на нефть компенсируется заниженным прогнозом по курсу. Среднегодовой прогноз по курсу на следующий год – 37,7 рублей за доллар, то есть ниже на те же 20%. Текущая цена Brent в рублях – около 3600 рублей/баррель, это больше 3200 рублей/баррель, которые, к примеру, наблюдались летом 2012 или весной 2013 года.

Однако государство принципиально ничем не отличается от других экономических агентов. На номинально то же самое количество рублей – в условиях более высокой инфляции и более дорогой валюты – оно сможет купить меньше товаров и услуг. Это неизбежно. Центральный банк с политикой плавающего валютного курса не может совершить «чуда» и наполнить покупательную способность рубля. Он может лишь облегчить адаптацию экономики, в том числе и государственного бюджета, к сильному внешнему шоку.

Более серьезным риском является то, что бюджетная конструкция на ближайшую трехлетку довольно оптимистично предполагает, что экономика в следующем году вырастет на 1,2%, и темпы роста устойчиво увеличиваются до 3,0% к 2017 году. Темпы экономического роста в стране являются основным параметром, который влияет на главные не-нефтегазовые доходные источники консолидированного бюджета  – НДС, НДФЛ, налог на прибыль и проч. Снижение импорта из-за падения рубля также уменьшит поступления бюджета от импортных пошлин.

Основные угрозы для исполнения планов по доходам федерального бюджета связаны не с поступлением нефтегазовых доходов, а с тем, что темпы роста ВВП будут ниже, и это не позволит выполнить планы по не-ненефтегазовым доходам. Частично этот эффект поможет компенсировать более высокий уровень инфляции (прогноз на следующий год в бюджете – 5,5%, но ожидаемое значение – около 6-8%). Однако повышение инфляции будет означать и дополнительные расходы для бюджета. По всей видимости, потребуются дополнительные трансферты Пенсионному фонду для индексации пенсий и региональным бюджетам.

 

 

Проект бюджета исходит из того, что дефицит в 2015 году составит 430,7 млрд рублей (-0,6% ВВП). Это немного, поэтому даже недобор 0,5-1,2 трлн рублей из-за более низких темпов роста может быть легко покрыть за счет роста внутреннего долга. Потребность банковского сектора в залоговых инструментах для получения рефинансирования в ЦБ позволяет легко профинансировать расширение внутреннего государственного долга. Однако это также формальная сторона вопроса.

Суть – неадекватность текущей бюджетной политики изменившимся экономическим условиям – не решается «косметическим» мерами денежно-кредитной политики.

Идеи бюджетного стимулирования экономики за счет наращивания госдолга упираются в низкую эффективность государственных расходов. Показательно то, что масштабный «бюджетный стимул» 2008-2009 гг., профинансированный даже не за счет долга, а сформированных ранее резервов, – не смог спасти экономику от сильного спада.

 

 

Сделать вид, что ничего не происходит, не получится. Необходимо пересматривать общие долгосрочные подходы к бюджетной политике, основываясь на более консервативных допущениях относительно внутреннего экономического роста и возможного ухудшения внешних условий. Государство довольно быстро научилось жить на широкую ногу – постоянно увеличивая ряды бюрократии с растущими аппетитами на оплату труда, финансируя дорогостоящие «игрушки» с малопонятными перспективами с точки зрения экономического роста, раздавая несбыточные обещания различным слоям населения. Надо учиться жить по средствам. Это придется делать либо осознанно и целенаправленно, либо экономические реалии вынудят сделать то же самое более тяжелым образом. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться