«Южный поток»: получится ли войти в другую дверь? | Forbes.ru
$59.35
69.7
ММВБ2130.39
BRENT62.18
RTS1128.72
GOLD1278.09

«Южный поток»: получится ли войти в другую дверь?

читайте также
+1 просмотров за сутки«Турецкий поток» уходит в море: как Россия оптимизирует национальные интересы +3 просмотров за суткиСтоит ли "тянуть как можно дольше" с отменой контрсанкций +2 просмотров за суткиКонец эры бюрократов: семь причин, по которым 80% чиновников окажутся на улице Замкнутый круг или кому на самом деле нужна чистая вода? Скандальные права: авторские общества могут заменить государством +1 просмотров за суткиНовая пенсионная реформа: откуда брать деньги на будущее +4 просмотров за суткиЧто неладно с новой российской «большой приватизацией» +3 просмотров за суткиЧто случилось с «Мякинино»: почему поссорились метрополитен и Агаларов Наследство соцлагеря: почему накопленные пенсии все равно отнимут «Офшорная психология»: почему «Роснефти» разонравилось быть госкомпанией Москва без москвичей: как столичная власть нас автоматизирует Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет Мельдониевая гордость: спорт как продолжение войны иными средствами Здесь будет город-суд: почему в Москве стало больше градостроительных конфликтов Движение – все, цель – ничто: почему не работает система госзакупок Жить стало лучше, жить стало красивее: что происходит с благоустройством в Москве Сами среди чужих: к чему ведет особый путь России Per aspera кадастра: почему новая система оценки недвижимости может не сработать Рокот космодрома: ракета с Восточного улетела, проблемы остались Пенсионер, будь готов: как реформа обернулось экспроприацией Экономика льгот: как привилегии убивают бизнес

«Южный поток»: получится ли войти в другую дверь?

Михаил Крутихин Forbes Contributor
РИА Новости
Турецкий маршрут газового экспорта грозит не меньшими транзитными рисками, чем украинский, и при этом все равно столкнется с проблемами в ЕС

Российское руководство не желает мириться с провалом проекта «Южный поток» и намерено организовать альтернативный маршрут для экспорта газа.

Проблема, однако, состоит в том, что любой маршрут из России к европейским потребителям — будь то через Турцию или Болгарию — неизбежно столкнется с реальностью Евросоюза, то есть с необходимостью соблюдать правила конкуренции на рынке энергоносителей — нормы так называемого «Третьего энергопакета». Эти нормы не позволяют поставщику газа быть одновременно и монопольным владельцем трубопроводных мощностей, и регулятором такой инфраструктуры.

 

Отказ российского монополиста следовать правилам ЕС и привел к поражению инициаторов «Южного потока».

Попытка наладить экспорт газа через Турцию не может не вызывать недоумения. Туркам не нужно столько газа, сколько обещает им доставить «Газпром» по будущим трубам через Черное море — 63 млрд кубометров в год. Они не выбирают полностью даже тот газ, который получают с российского берега моря по трассе старого «Голубого потока». Основная часть обещанного объема пойдет транзитом дальше, как планируют в Москве, в южную Европу, через будущий «газораспределительный хаб» на турецко-греческой границе.

Вот только на хаб этот уже нацелен строящийся в Турции газопровод TANAP из Азербайджана, а на другой стороне границы его встретит газопровод TAP в Албанию и Италию. Здесь «Газпрому» придется конкурировать с каспийским (а в будущем также с иранским и иракским)  газом, для которого есть и влиятельные партнеры по реализации, и международные консорциумы по его доставке. Если же прокладывать маршрут через Болгарию, то судьба его вновь будет зависеть от договоренностей с еврокомиссарами. Более того, выполнение условий «Третьего энергопакета» превратит этот газопровод в инфраструктуру общего пользования, то есть в тот самый полузабытый европейский маршрут «Набукко».

 

Получится, что российская компания построит за свой счет «Набукко» для «чужого дяди».

Министр экономического развития Алексей Улюкаев отметил на днях, что целью «Южного потока» было уменьшение транзитных рисков доставки газа, но добавление Турции в транзитную цепочку риски эти по существу серьезно увеличивает. Турки уже не раз демонстрировали особый подход к роли транзитной страны, настаивая, чтобы азербайджанский и иранский газ поступал к ним по контрактам купли-продажи, а затем экспортировался как турецкий. О том, на каких условиях они согласятся переправлять в Европу огромные объемы газа из России, остается только догадываться. Пока же «Газпрому» пришлось заплатить за ни к чему не обязывающий меморандум о взаимопонимании по новому «Южному потоку» сокращением цены газа для Турции на 6%.

Если отбросить риторику официальных лиц в Москве, то проект изначально задумывался как политический, как средство наказания Украины, не желающей следовать в фарватере российского руководства. Лишить ее транзита, однако, не получается, и к тому же украинцы, по свидетельству европейских клиентов «Газпрома», неукоснительно выполняют свои обязательства по доставке российского газа потребителям в ЕС.

 

Политическая интрига вокруг «Южного потока» дорого обходится России.

Оценка уже понесенных расходов на строительство внутрироссийских сегментов трассы в размере $5 млрд представляется заниженной. Деньги уже «освоены» подрядчиком — компанией «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Может получиться, что он так и останется единственным, кто выигрывает от провалившегося проекта «Южный поток».

Возможно, дело не только в болгарском премьере Бойко Борисове. Возможно, «Газпром» посчитал, что на падающем рынке газа проект не окупится никогда. Но таких проектов у нас много: и Камчатский газопровод, и «Ямал-СПГ». Остановка «Южного потока» не превратит «Газпром» в прибыльную компанию, но поможет сократить негативный денежный поток 2014-2017 гг. и убытки последующих периодов.

Еще в марте я написал, что Крымская операция Владимира Путина может поставить несколько новых барьеров на пути одного из главных проектов президента — газопровода «Южный поток». После Луганска и Донецка барьеры стали непреодолимыми. 

В целом получилось как в «Тарасе Бульбе»: Путин породил проект «Южный поток», Путин его и убил.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться