Проторенный путь: чего не хватает в антикризисной программе | Forbes.ru
сюжеты
$58.78
69.15
ММВБ2143.99
BRENT63.36
RTS1148.27
GOLD1255.13

Проторенный путь: чего не хватает в антикризисной программе

читайте также
+3 просмотров за суткиТри задачи. Шансы на возвращение «тучных» лет остаются призрачными +16 просмотров за суткиЧеловечество в опасности: Илон Маск призвал регулировать искусственный интеллект +1 просмотров за суткиГлубокая депрессия. Центр стратегических разработок оценил состояние финансового рынка России В правительстве одобрили законопроект о телемедицине Активный «стейкхолдер» и «длинный горизонт». Как выглядит рецепт для успешных реформ «Налоги будут считать роботы»: Кудрин об ослаблении рубля, ОФЗ для населения и цифровой экономике Потеря ориентира. Как популизм стал одной из ключевых проблем политической повестки развитых стран Механизм торможения. В чем должна заключаться антикризисная политика Трампономика и страна «победившей макроэкономической дисциплины» +3 просмотров за суткиСтоит ли "тянуть как можно дольше" с отменой контрсанкций +2 просмотров за суткиКонец эры бюрократов: семь причин, по которым 80% чиновников окажутся на улице Замкнутый круг или кому на самом деле нужна чистая вода? Скандальные права: авторские общества могут заменить государством +1 просмотров за суткиНовая пенсионная реформа: откуда брать деньги на будущее +4 просмотров за суткиЧто неладно с новой российской «большой приватизацией» +3 просмотров за суткиЧто случилось с «Мякинино»: почему поссорились метрополитен и Агаларов Наследство соцлагеря: почему накопленные пенсии все равно отнимут «Офшорная психология»: почему «Роснефти» разонравилось быть госкомпанией Москва без москвичей: как столичная власть нас автоматизирует Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет Мельдониевая гордость: спорт как продолжение войны иными средствами

Проторенный путь: чего не хватает в антикризисной программе

Сергей Романчук Forbes Contributor
Фото Reuters
Российское правительство больше рассчитывает на восстановление нефтяных цен, чем на эффект от собственных действий

Правительство утвердило «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Преамбула, кроме ответа на текущие вызовы, обещает и структурные реформы в российской экономике.

 

Но тут начинаются проблемы.

К подобным мерам, наверное, можно отнести «содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек», однако государство в последнее время скорее занималось увеличением налоговой нагрузки на предпринимателей.

Безусловно, «создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики» могло бы помочь, но для этого необходима смена внешнеполитической доктрины.

Предполагается сокращение «большинства категорий расходов федерального бюджета на 10%», но непонятно, каков будет суммарный секвестр и из какой цены на нефть исходит правительство.

Будет полностью обеспечено исполнение обязательств социального характера, что потребует дополнительных бюджетных ассигнований, но не уменьшатся расходы на обеспечение обороноспособности государства. Сокращение коснется части новых проектов и расходов на функционирование органов государственной власти. Фактически модернизация системы государственных услуг приносится в жертву текущим расходам.

Зато правительство по-прежнему рассчитывает на стабилизацию мировых сырьевых рынков, что должно помочь ЦБ нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для снижения процентных ставок. Но на этот фактор российские власти не влияют, а вот самый главный компонент ухудшения валютного баланса — отток капитала — требует революционного повышения инвестиционной привлекательности. Тут нужны прежде всего институциональные реформы, например, воссоздание реальной системы разделения ветвей государственной власти. Было бы кстати и  сокращение в разы численности всей «правоохранительной» сферы, по сути, паразитирующей на предпринимательском сословии.

 

Это позволило бы собственникам предприятий не ощущать себя временными управленцами.

Правительство планирует «продолжение реализации государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования в соответствии с потребностями XXI века», в то время как все последнее время сокращало на них расходы и способствовало ухудшению качества — разгром Академии наук без внятного плана реорганизации системы, «укрупнение» московских школ, отказ от принятия закона о лишении срока давности обладателей фальшивых научных степеней, отрицательная селекция научно-преподавательского состава, давление на высшую школу (РЭШ), консервация отсталости МГУ с несменяемым с 1992 года ректором, сокращение сети московских поликлиник и больниц.

Правительство рассчитывает на опережающий рост частных инвестиций в структуре ВВП, но при этом закрывает глаза на государственную политику выдавливания из страны «креативного класса», по своему определению призванного стать предпринимательским сословием, и закрывает глаза на решения суда, которые осуждают за посредническую деятельность в сфере услуг. Эмиграция из России охватывает самую экономически активную часть граждан.

Экспроприация пенсионных накоплений названа в документе «модернизацией и улучшением сбалансированности пенсионной системы», планируется это продолжать.

В очередной раз обещано радикальное повышение эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством, но, очевидно, не предполагается смены первых лиц и династий.

 

И в чем тогда повышение эффективности?!

План в своей стратегической части производит впечатление очередного набора благих пожеланий без каких-либо радикальных изменений. Руководство страны завело ее в кризис, однако проторенный путь менять не собирается, продолжая настаивать на однажды сделанном выборе. На это указывает безусловное сохранение военных статей расходов, принципиальное несогласие с которыми заставило в свое время Алексея Кудрина уйти из правительства, а ведь именно там находится огромный потенциал для сокращения дефицита бюджета. С точки зрения расходов на функционирование власти стоило бы не останавливать развитие услуг для граждан, а в разы сокращать аппараты министерств и ведомств, ответственных за регулирование и нормотворчество. Это гораздо больше бы соответствовало заявленной в этом же документе цели снижения финансовых и административных издержек предпринимательства.

Что-то подсказывает, что вряд ли рейтинговые агентства поменяли бы свое мнение о кредитоспособности России, ознакомившись с этим планом.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться