Бесцельная экономика: зачем объединять Минфин и Минэкономразвития | Forbes.ru
сюжеты
$58.62
69.21
ММВБ2134.58
BRENT63.52
RTS1147.91
GOLD1263.55

Бесцельная экономика: зачем объединять Минфин и Минэкономразвития

читайте также
+7930 просмотров за суткиМинфин предложил сократить число льготников +53 просмотров за суткиНапряженный график. Сечин не явится в суд над Улюкаевым до конца года +4 просмотров за суткиПочти стабильный: экономисты прогнозируют ослабление рубля на 2,5% в год +13 просмотров за суткиСвидетель обвинения. Суд вызовет Сечина на процесс по делу Улюкаева +2 просмотров за суткиЛичный вклад: как власти поддержат частные инвестиции в технологичные стартапы в России +27 просмотров за суткиСдавайте валюту. Минфин предлагает ограничить конвертируемость рубля в случае кризиса +4 просмотров за суткиКонтрольная работа: кто будет регулировать выпуск криптовалют +38 просмотров за суткиБарьеры, «пузыри» и анонимность. Путин решил судьбу криптовалют в России +167 просмотров за суткиНумизмат и обеспеченный человек. Улюкаев хранил в сейфе слитки золота, часы Patek Philippe и план продажи акций «Башнефти» Кошелек будущего. Максим Орешкин сказал, когда россияне начнут богатеть Ножницы Минфина: доходы регионов выровняли по вертикали +10 просмотров за суткиОстановите бабушку: чем хороша идея Минфина ограничить продажу криптовалюты +328 просмотров за сутки«Я была удивлена»: бывшая подчиненная Улюкаева дала против него показания Оптимизм «фаворита Путина»: Орешкин ожидает рост ВВП выше 2% в течение четырех лет Последствия санации: еврооблигации «Россия-30» могут вернуться на рынок Маневр Минфина 22/22: кто выиграет и проиграет Счетная палата обнаружила нарушения на 3,3 млрд рублей в Минэкономразвития Экономист вместо бизнесмена. Медведев рекомендовал нового директора «Почты России» «Очень важные изменения»: Орешкин допустил укрепление в прогнозе курса рубля +3 просмотров за суткиВосемь налоговых новаций, которые вернут экономический рост К 2035 году реальный размер пенсий окажется на 4% ниже уровня 2013 года
Мнения #Минфин 01.09.2015 15:22

Бесцельная экономика: зачем объединять Минфин и Минэкономразвития

Олег Буклемишев Forbes Contributor
Слухи о слиянии министерств Антона Силуанова (слева) и Алексея Улюкаева отражают неудовлетворенность отсутствием внятной экономической стратегии фото ТАСС/ Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ
Слухи о создании суперминистерства лишний раз демонстрируют отсутствие внятной экономической стратегии

Пепел административной реформы продолжает стучать в сердце отечественных реформаторов. Правда, под этой реформой в России, в отличие от других стран, обычно понимается рисование квадратиков и стрелочек на структурных схемах управленческой пирамиды и перетасовка засаленной чиновничьей колоды. Понять пристрастие российских властных стратегов можно, ибо административная реформа хороша тем, что одним махом позволяет решить сразу несколько важных задач: «взбодрить» бюрократию, на время вынужденную забыть про текущие интриги, чтобы мобилизоваться на защиту собственной ресурсной ренты и наступление на позиции «смежников»; возобновить на аукционной основе присяги лояльности от должностных лиц; провести зачистку аппарата от чужеродных или зарвавшихся персонажей; наконец, на какое-то время гарантированно отвлечь внимания досужей публики и СМИ от всех прочих раздражителей.

Однако претензия на объединение Минфина и Минэкономразвития — это уже принципиально иной замах, нежели беспорядочные гонения по ведомствам незадачливых правительственных регионалистов. Хотя слухи о предстоящем большом слиянии были опровергнуты буквально «с колес», за ними, похоже, кроется нечто гораздо более существенное, чем извечные политические и персоналистские мотивы (которые, конечно, тоже никуда не делись — опытный бюрократический нюх безошибочно фиксирует слабый пока еще ветер перемен).

Стандартная управленческая логика, в которой функционирует большинство правительств, примерно такова: Министерство экономики составляет портфель проектов для реализации за счет казны, а Минфин, напротив, неусыпно стоит на ее страже, ограничивая расходные аппетиты.

В результате борьбы противоположностей глава исполнительной власти должен все время находить верный баланс и задавать вектор экономической политики.

В разных странах, в частности, во Франции и Италии, неоднократно предпринимались диалектические попытки утопить эту борьбу противоположностей в едином правительственном органе. Но в конечном итоге схема институциональных «сдержек и противовесов», как правило, одерживает верх над дьявольски соблазнительной идеей суперминистерства, глава которого по своему реальному политическому влиянию становится на один уровень с премьер-министром (что никак не может нравиться последнему). Не случайно в течение трехмесячного периода существования Министерства экономики и финансов РСФСР в 1991-1992 годах его возглавлял сам Егор Гайдар, одновременно фактически исполнявший обязанности председателя правительства.

Но дьявол, по обыкновению, кроется даже в деталях стандартной схемы разделения экономической власти в правительстве, которая также вовсе не гарантирует политической сбалансированности. Дело в том, что в противостоянии министерств финансов и экономики первое, в отличие от второго, «сидит» на реальном денежном ресурсе и по факту управляет бюджетными ограничениями, поэтому по умолчанию оказывается немножко сильнее. И в случае отсутствия зримых приоритетов государственной стратегии развития и динамически непротиворечивой политической координации в системе исполнительной власти этого «немножко» с лихвой хватает для того, чтобы возникала ситуация, которую недооцененный афорист Михаил Фрадков, в бытность свою премьером-министром, метко охарактеризовал так: «у нас не Минфин при правительстве, а правительство при Минфине».

Строго говоря, в том, что общий правительственный курс определяется Минфином, нет ничего плохого; в определенные периоды это даже жизненно необходимо. Но постоянно возводить в ранг важнейшей цели экономической политики государства сбережение денежных средств или сбалансированность бюджета на долгосрочном временном промежутке (как это в последнее время по факту происходит в России), категорически неверно.

Так что, помимо всего прочего, слух о слиянии Минфина и Минэкономразвития, по-видимому, отражает не стремление властей к управленческой синергии и устранению дублируемых функций, а подспудную неудовлетворенность отсутствием внятной экономической стратегии, без которой корабль отечественной экономики выглядит лишенным руля и ветрил.

Но эта проблема не может быть решена путем перетасовки структуры министерств или посредством ротации их руководителей.

Для перехода к рациональному и ответственному целеполаганию в экономике необходима полноценная политическая реформа: коренное преобразование государственного механизма на основе разделения властей, демократических принципов, федерализма, делегирования полномочий и политической подотчетности.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться