Контрольная угроза: почему бизнесу невыгодна административная реформа | Мнения | Forbes.ru
$59.14
69.75
ММВБ1964.59
BRENT52.39
RTS1046.38
GOLD1286.79

Контрольная угроза: почему бизнесу невыгодна административная реформа

читайте также
+671 просмотров за суткиЧерез тюрьму — к звездам: национальные особенности высокотехнологичного бизнеса +122 просмотров за суткиОбщие задачи: как топ-менеджеру делегировать полномочия и не пошатнуть свои позиции в компании +139 просмотров за суткиНа здоровье: как проекты зарабатывают на особенностях женского организма +14 просмотров за сутки«Зеленый» лидер: кто из российских бизнесменов мог бы встать на страже экологии +237 просмотров за суткиЦифры, планы и бумаги: как просить деньги у инвестора +151 просмотров за суткиИрина Мухьянова: «35 мм» выселяют из здания на Покровке, несмотря на победу в суде +13 просмотров за суткиВ ожидании Dropbox: перспективы IPO в ИТ-сфере +15 просмотров за суткиОдиночество Трампа: бизнес бежит из Белого дома после кровопролития в Шарлоттсвилле +30 просмотров за суткиБизнес для преемника: как передать активы детям или партнерам +11 просмотров за суткиКоррупционная гравитация: как распознать симптомы распила в закупках +12 просмотров за сутки«Решений недостаточно»: Путин потребовал прекратить «бесконечные проверки» и давление на бизнес +7 просмотров за суткиМифы о мобилизации бизнеса: чем опасны личные смартфоны на работе +13 просмотров за суткиПоиски новой модели. Как меняется рынок беззалогового кредитования в России +16 просмотров за суткиТюремные истории: какие ошибки приводят директоров компаний за решетку +54 просмотров за суткиЗа долги ответишь: как привлечь владельца бизнеса к личной ответственности при банкротстве +7 просмотров за суткиРиски для бизнеса: 78% российских компаний заявляют о росте давления со стороны налоговых органов Марк Курцер: «Медицина — очень тяжелый и очень сложный бизнес» +1 просмотров за суткиЗакон успешных инноваций: как убедить клиента «нанять» ваш продукт Коммерсант под крышей: как чиновники и силовики помогают бизнесу в России «Яндекс.Такси» и Uber объединят бизнес по онлайн-заказу поездок в России +5 просмотров за сутки НАТО рядом: альянс ведет переговоры о поставках вооружения на Украину

Контрольная угроза: почему бизнесу невыгодна административная реформа

Павленко Сергей Forbes Contributor
Евгений Павленко/Коммерсантъ
Вместо неразберихи, безответственности и мелких наездов в России возникнет более структурированная и жесткая система воздействия на бизнес

Некоторые читатели Forbes сталкивались с государственными надзорными и контрольными органами. Вероятно, встречи оставляли разное впечатление, но, скорее всего, не способствовали желанию вложить в российскую экономику еще денег. Действительно, именно действия гражданских надзорных органов давно объявлены преградой в развитии российского бизнеса.

Есть две версии превращения гражданского надзора в bête noir (с фр. — «предмет ненависти») российской экономической системы. По одной, с исчезновением бандитов, которые четко решали вопрос с «санитарными надзирателями», последние обнаглели и «вышли из берегов» в административно-коррупционном раже. По второй, бизнес просто не может объяснить, почему у него вроде все есть, а ничего не получается (ситуация характерная и для многого другого в России), вот и валит все на мелких надзирателей.

Так или иначе, в рамках программы стимулирования экономического развития российские власти приступили к урегулированию проблемы административного давления российских надзоров на российский бизнес.

Задача оказалась, как ни странно, довольно простой в исполнении. Минэкономразвития разработало проект закона об упорядочивании работы контрольно-надзорных органов. Закон должен унифицировать правоприменительную практику контрольно-надзорных органов — порядок формирования планов проверок, критерии отбора проверяемых объектов, методы и процедуры контроля, оформление результатов, вынесение санкций, отчетность. Законом также вводится процедура формирования планов проверки исходя из оценки риска совершения правонарушения, вводится и категорирование объектов проверок по степени общественной опасности. Предполагается формирование общей базы данных контрольно-надзорных органов о результатах контрольных мероприятий и вынесенных решениях о санкциях к нарушителям.

Само по себе упорядочение и формализация деятельности надзоров — положительный факт для бизнеса.

Важно и то, что объекты воздействия (как предприятия и индивидуальные предприниматели, так и граждане) могут ознакомиться с планами, ведомственными инструкциями и результатами проведенных надзорами проверок.

Вводимые законопроектом нормы потребуют серьезных усилий и времени. И время будет, поскольку правительство параллельно готовится к принятию законопроекта, серьезно ограничивающего на три ближайших года проверки в отношении малого и среднего бизнеса. Так называемые надзорные каникулы позволят существенно сократить текущую программу контрольно-надзорной деятельности (в зависимости от отраслевой специфики от 20% до 50% текущих проверок) и тем самым сконцентрироваться на переходе к новым условиям работы.

Это все хорошо. Проблема в том, что потом необязательно начнется хорошая жизнь. Реформированные надзорные органы, предположительно, будут эффективнее осуществлять правоприменение — и это не всегда удобно для российского бизнеса. Предположительно (а как же иначе?), надзоры будут выявлять реальные нарушения и документировать их более аккуратно с правовой точки зрения. За счет стандартизации и унификации контрольных процедур судебная практика будет складываться гораздо быстрее — и скорее не в пользу бизнеса. Тем более если учитывать, что существующие сейчас технологические нормы и регламенты, за соблюдением которых и следят надзоры, в полной мере исполнимы лишь для незначительного числа предприятий.

В общем, вместо неразберихи, безответственности и мелких наездов возникнет более структурированная и жесткая система воздействия. Готов ли российский бизнес к тому, что будет трудно договориться с контролером? Нет, потому что в принципе в такое не верит. Готовится ли хотя бы к утяжелению процесса, создает ли страховые фонды на судебные разбирательства или действительно улучшает производственные процессы, чтобы «не загрязнять / не отравлять / не нарушать»? Нет.

То есть вполне очевидно, что тяжесть воздействия реформированных надзоров на российский бизнес будет существенно выше, чем нынешних, мелко-суетливых. Зачем же бизнес просил их реформировать? Неясно.

Собственно, это все старая история. Российскому бизнесу мешают хорошо работать.

Когда помехи убирают, бизнес после некоторой недоуменной паузы указывает на вновь открывшиеся препятствия.

Но реформирование контрольно-надзорных органов будет иметь логическое продолжение. Унификация основных процедур позволяет перейти к объединению надзоров. Если пока это практически невозможно в силу их принципиальной разнородности, то через два-три года станет вполне исполнимым. А объединенная надзорная структура (скажем, Ростехнадзор + Рос-потребнадзор + трудинспекция + пожарный надзор, а можно и еще что-то добавить) способна оказать на бизнес такое регулирующее воздействие, по сравнению с которым налоговики покажутся пушистыми котятками.