Миссия невыполнима 2.0: почему Сеть не сможет аккумулировать все знания | Forbes.ru
сюжеты
$56.48
69.29
ММВБ2297.47
BRENT68.67
RTS1279.28
GOLD1331.57

Миссия невыполнима 2.0: почему Сеть не сможет аккумулировать все знания

читайте также
+14 просмотров за суткиВалерий Бардин. История человека, присоединившего СССР к Сети +204 просмотров за суткиГонка капитала. Кто из миллиардеров разбогател в 2017 году Марк Цукерберг рассказал о «магии технологий» в борьбе с болезнями +18 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников Google обогнал Facebook по объемам интернет-трафика для СМИ +51 просмотров за суткиКак самый популярный блогер YouTube зарабатывает на расистских видео +12 просмотров за суткиГлоток свободы. LinkedIn и Rutracker были временно доступны в России Миллиардеры присудили ведущим ученым премии на сумму $22 млн От блокировок к изоляции. Зачем в России создают «независимый интернет» Facebook начнет искать суицидальные посты по всему миру Украина обогнала Россию по ценовой доступности Интернета Человек будущего. Новые технологии изменят наше тело и сознание к 2030 году Создатель Всемирной паутины Бернерс-Ли рассказал о главной угрозе для интернета Найти $1 млрд. Mozilla меняет поисковик Yahoo на Google Facebook против мстителей. Как соцсеть будет бороться с публикацией интимных фото +8 просмотров за суткиЭволюция браузера. Как Apple обидела рекламную индустрию и усложнила жизнь партнерам «Интересное»: зачем Марку Цукербергу потребовалась вторая лента Facebook +9 просмотров за суткиОпасный Wi-Fi. Как защитить компьютеры и телефоны от взлома Марк Цукерберг: «Целью должно быть не создание компании, а сосредоточенность на результате» Единственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +189 просмотров за суткиКнижная полка миллиардера: что читают богатейшие люди планеты

Миссия невыполнима 2.0: почему Сеть не сможет аккумулировать все знания

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
Адам ди Анджело Фото Fotobank / Getty Images
Большинство людей не захочет бесплатно делиться тем, что составляет их конкурентное преимущество

Адам ди Анджело — школьный друг Марка Цукерберга и сооснователь Facebook. Став мультимиллионером, он ушел из социальной сети и запустил в 2010 году собственную компанию Quora — самый изощренный сайт в жанре «вопросов и ответов». Слава Quora связана не столько с качеством интерфейса, сколько с качеством информации: это единственное место в интернете, где миллиардеры, хирурги и расквартированные в горячих точках солдаты быстро и по собственной воле отвечают на вопросы любопытствующих. В результате сеть с крошечным числом пользователей превратилась в один из самых уважаемых источников информации в интернете. Инвесторы оценили ее в последнем раунде в $400 млн.

Под Новый год ди Анджело опубликовал на своем сайте программный текст, описывающий миссию компании.

Миссия эта, в двух словах, состоит в том, чтобы стать своего рода Александрийской библиотекой, местом, где «сотни миллионов людей смогут узнать все что угодно и поделиться своим знанием».

«Большая часть человеческих знаний до сих пор не попала в сеть, — поясняет предприниматель. — [Эти знания] заточены в виде опыта в головах людей или похоронены в книгах и статьях, доступных только специалистам». В результате большинство людей не имеют «времени, связей и навыков», чтобы получить знания, которыми они должны обладать. По сути, ди Анджело хочет собрать на своем сайте не энциклопедическую информацию (с этим отлично справляется «Википедия»), а знания, которые приобретаются опытом.

Почти уже 20 лет развития потребительского интернета показали, что сеть — очень удобная среда для распространения информации, но совсем не лучший проводник знаний. Когда-то отдельные энтузиасты верили, например, что полная информация о ценах на товары и услуги в интернете приведет к их полному выравниванию, все подешевеет чуть ли не до себестоимости. Конечно же, надежда эта сбылась лишь отчасти, и не надо долго гадать почему. Беглый поиск по «Яндекс.Маркету» покажет, что потребителей интересует не только (и не столько) цена того или иного устройства, сколько способность продавца вовремя доставить обещанный товар в целом виде.

Проблемы тут две. Во-первых, информация бывает просто лживой — и само по себе это большая головная боль для любого сетевого рынка или агрегатора. Но как раз с этим хотя бы теоретически можно бороться, и примеры «Википедии» или Quora показывают как. А вот с недостатком знаний справиться не получится даже гипотетически.

Потому что большинство людей готовы бесплатно делиться информацией, но не знаниями, которые и составляют их единственное конкурентное преимущество в постиндустриальную эпоху.

На сайте Amazon.com можно прочитать массу отличных рецензий на популярную книгу, но едва ли там расскажут, как строить склады, чтобы доставить ее в любую точку мира за $9,99 — и остаться в прибыли.

Обсуждая различия между плановой и рыночной экономикой, экономист Фридрих фон Хайек заметил, что разница между двумя системами состоит в количестве знаний, доступных в разных системах. Центральный планирующий орган может быстро и безболезненно собрать любую нужную ему информацию, но сумма знаний отдельных людей будет для него недоступна. Именно по этой причине свободная экономика эффективнее несвободной.

То же отношение верно и применительно к интернету вообще и к мечте Адама ди Анджело в частности. Скорость, с которой сеть аккумулирует и каталогизирует информацию, не имеет прецедентов в истории человечества. Но большая часть знаний всегда будет заточена в головах людей, и нет никакого способа ее оцифровать. А это значит, что виртуальная экономика всегда будет лишь маленькой частью экономики реальной — пропорционально накопленным знаниям. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться