Как правильно посчитать народы - Мнения
$60.12
69.97
ММВБ1929.69
BRENT48.65
RTS1011.28
GOLD1256.47

Как правильно посчитать народы

читайте также
+2 просмотров за суткиТюремные байки Б.Ю. Александрова и другие книги мая. Выбор Forbes +12 просмотров за суткиУниверситет монстров: почему бизнес и ученые не находят общего языка +16 просмотров за суткиСоперничество на пользу: как зарабатывать на онлайн-образовании +6 просмотров за суткиИлон Маск создал компанию для подключения мозга к компьютеру +7 просмотров за суткиСделка Intel и Mobileye: как изменится рынок беспилотных автомобилей? +11 просмотров за суткиПарнас против Олимпа. Научный прогресс как одна из самых загадочных сил истории +1 просмотров за суткиШарики раздора. Как общество реагирует на скандал с гомеопатией +2 просмотров за суткиС бонусом на выход: пять правил, которые помогут топ-менеджеру принять жизнь после отставки +2 просмотров за суткиТриумф Германии: страна стала крупнейшим рынком недвижимости Европы +5 просмотров за суткиНедоверие и закон: что тормозит индустрию автопилотов? Банки с квантовой защитой: физики против хакеров Выборы в США: почему никто не смог предсказать результаты? Импортозамещение топ-менеджмента: зачем нужны экспаты в управлении Трамп против песо: как заработать на выборах в США Новые вызовы и возможности на рынке недвижимости Лондона После "Пересвета": РПЦ и ментальные ловушки XXI века Проблемы электронного ОСАГО и страховая экосистема «Дорогие гости»: как сотрудники сферы гостеприимства наживаются на персональных данных клиентов Загадочная русская печать. 6 секретов выживания экспата в России Боб Дилан и экономика литературы Агентские отношения и неполные контракты. Как заключать выгодные сделки
Мнения #наука 09.12.2013 00:25

Как правильно посчитать народы

Шломо Вебер Forbes Contributor
фото ИТАР-ТАСС
Одна из важнейших работ, позволяющая оценить этническое разнообразие планеты, была создана в СССР почти 50 лет назад

В России, стране с ярко выраженным этническим, религиозным и культурным многообразием, многонациональность порождает множество широко известных проблем и конфликтов. С экономической точки зрения, различные темпы развития российских регионов, связанные с их историческими особенностями, приводят к тому, что большие группы населения оказываются на обочине прогресса. С другой стороны, разнообразие опыта, таланта и способностей различных групп может стать важным ресурсом экономического и социального  прогресса. Так что важность вопроса о том, как сгладить риски многообразия и правильно реализовать потенциал развития в России, трудно переоценить.

Научный анализ этой проблемы получил дополнительный толчок более пятидесяти лет тому назад в результате процесса деколонизации  и получения независимости в этнически разнородных странах Африки и Азии. Для проведения эмпирических исследований  в этой области надо было количественно оценить степень  разнообразия. До сих пор самым известным  и популярным индексом разнообразия является индекс отличия, предложенный в 1912 году известным итальянским статистиком Коррадо Джини, представляющий  вероятность того, что два произвольно выбранных жителя страны принадлежат к различным этническим группам. Понятно, что для страны, состоящей из большого числа различных групп, этот индекс довольно высок, в то время как для монолитной Северной Кореи значение индекса разнообразия равно нулю.

Проблема состоит в том, что с практической точки зрения иногда довольно трудно определить размер и даже число этнолингвистических групп в стране.

Являются ли сербский и хорватский разными языками или оба представляют единый сербскохорватский язык, особенно в свете того, что Сербия отрицает существование двух разных языков, в то время как Хорватия настаивает на их раздельном существовании? А как разобраться с Папуа — Новой Гвинеей, активно говорящей на более чем 800 языках? 

Интересно отметить, что самый существенный вклад в решение этого вопроса внесла работа под названием «Этнолингвистическая фракционализация» (ELF), выполненная специалистами лаборатории этнической статистики и картографии Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР и Государственного геологического комитета СССР. Эта карта мира, подготовленная к Международному конгрессу этнографических и антропологических наук в Москве в августе 1964 года, была опубликована в Атласе народов мира в том же году. Несмотря на трудности обмена информации в далекие предкомпьютерные годы, ELF былa немедленно замечена на Западе и использованa в работе известного американского политолога Данкворта Рaстоу в 1967 году и в важном исследовании Чарльза Тэйлора и Михаэля Хадсона в 1972 году. Несмотря на некоторые упущения и политические нюансы тех лет, по масштабу и качеству исследования ELF стала ведущим средством информации и оказала огромное влияние на известные исследования Пола Мауро (1995) о связи разнообразия и коррупции, Ричарда Истерли и Роса Левина (1997) о разрушительном влиянии этнического разнообразия на экономическое развитие Африки и многочисленные работы гарвардского экономиста Альберто Алесины в последнем десятилетии. Даже сам индекс разнообразия, предложенный Коррадо Джини более ста лет назад, в большинстве статей называется ELF и связывается с Атласом народов мира.

В России миграционный прирост за счет стран СНГ в совокупности с низкой рождаемостью привели в последние 20 лет к заметному увеличению индекса разнообразия и этнолингвистической карты.

По данным Федеральной миграционной службы, в октябре 2013 года, из 11 миллионов иностранных граждан на территории России более 600 тысяч приходилось на долю Азербайджана и около 500 тысяч — на долю Армении. В России живут более пяти миллионов выходцев из Средней Азии, включая более двух с половиной миллионов граждан Узбекистана, более миллиона — Таджикистана и примерно по 600 тысяч из Казахстана и Киргизии. Конечно, гражданство и этническая принадлежность не всегда совпадают, и сейчас намного сложнее, чем это было в 1964 году, создавать этнические карты. Тем не менее в условиях возрастающего разнообразия надо опираться на опыт других стран и работы ученых, изучавших теоретические и эмпирические аспекты этой проблемы. Это уже другая тема, но без анализа развития образования в России в целом и для детей иностранных граждан в частности вопросы развития многонациональной страны решить невозможно.