Конкурентное преимущество: почему надо оставить посредников в покое | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Конкурентное преимущество: почему надо оставить посредников в покое

читайте также
+126 просмотров за суткиАппетиты банков и санкции США: как сплелись нити финансирования «Северного потока-2» +112 просмотров за суткиВ новый год по старым ценам: ФАС отказала РЖД в повышении тарифов +52 просмотров за суткиТруба в неизвестность: Еврокомиссия признала «Северный поток-2» бесполезным для Европы +19 просмотров за суткиПротив Северного потока. Как Польша сражается с «ветряными мельницами» +3 просмотров за суткиИмущество в счет штрафа. Киев претендует на зарубежные активы «Газпрома» +4 просмотров за суткиРасплата за Крым. «Нафтогаз» утроил сумму иска к России за «захваченные» активы Опасная связь: стоит ли сейчас инвестировать в телеком-операторов +27 просмотров за сутки$5 млрд за активы в Крыму: «Нафтогаз» подал в Гааге новый иск к России +3 просмотров за суткиНе так ищут: почему ФАС проверяет Google и «Яндекс» +3 просмотров за суткиПо закону санкций: партнеры «Газпрома» пересмотрят схему финансирования «Северного потока-2» +3 просмотров за суткиУченик волшебника. Как Рем Вяхирев ведет «Газпром» к большим деньгам +2 просмотров за суткиУроки химии: «Сибур» ждет конкуренция со стороны нефтяников +5 просмотров за суткиДни независимости: на что влияют поставки газа из США в Восточную Европу +5 просмотров за суткиВетер перемен: «Газпром», «Новатэк» и «Роснефть» станут конкурентами на газовом рынке Европы +1 просмотров за сутки«Роснефть», Nord Stream и восхищение Путиным. Что делает Герхард Шредер в России +7 просмотров за суткиГамбит Касперского: компания защищается и нападает +1 просмотров за сутки«А мы еще выставим»: «Нафтогаз» увеличит сумму иска к «Газпрому» на $5 млрд Транзит раздора: «Газпром» увеличил загрузку газопровода OPAL до 85% +6 просмотров за сутки«Прочны как скала»: Shell и BP опровергли уход из бизнеса в Северном море +1 просмотров за суткиЭкономически не обоснованы: ФАС потребовала от операторов связи изменить тарифы в роуминге Дональд Трамп заявил, что Россия вмешивалась в выборы президента США
Мнения #Газпром 26.06.2013 14:03

Конкурентное преимущество: почему надо оставить посредников в покое

Вадим Новиков Forbes Contributor
Фото Diomedia
Только предприниматели могут решить, в каких случаях нужно работать с посредником, а в каких — нет

Результаты последнего тендера «Газпрома» на поставку труб большого диаметра — воплощение надежд Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Впервые за шесть лет на тендере выиграли производители, а не трейдеры. Именно это — отказ от посредников — несколько месяцев назад служба и рекомендовала сделать, опираясь на соображения развития конкуренции.

Парадоксально, но примерно в то же время, когда ФАС призывала «Газпром» отказаться от посредников на рынке труб, это же ведомство, руководствуясь, казалось бы, той же логикой поддержки конкуренции, подготовило законопроект, который делает посредников на рынке нефтепродуктов обязательными. В соответствии с документом нефтеперерабатывающим заводам с крупной долей рынка будет запрещено торговать бензином напрямую, через свои заправки.

Когда из интересов конкуренции одновременно выводят и необходимость устранить посредников, и необходимость принудительно их ввести, ситуацию уже не запутает появление еще одного мнения — интересы конкуренции требуют от государства не вмешиваться в вопрос с наличием посредников. Именно этот подход я и надеюсь утвердить.

Почему вообще существует конкуренция?

Потому что ее участники заранее не знают, кто из них преуспеет.

Будь правильные деловые решения известны заранее, никто не принимал бы неправильных и не терпел убытков. Конкуренция, как когда-то объяснял лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих Хайек, это «процедура открытия»: способ установить доселе не очевидные факты: кто является лучшим боксером? как обеспечить самую дешевую поставку товара? В том же ряду и вопрос о том, стоит ли торговать товаром самому или через другую компанию.

На принципиальном уровне в использовании компании-посредника нет ничего неразумного. В конце концов, в собственном отделе продаж фирмы также работают посредники: люди, которые сами не занимаются прокатом труб или переработкой нефти, а «лишь» торгуют. В большинстве случаев дело не в том, работать ли с посредником, а в том, какой из двух — внутрифирменный или внешний — окажется в конкретной ситуации дешевле.

Попытка разрешить подобные вопросы административно, да еще со ссылкой на конкуренцию, полна иронии: конкуренция — это способ искать ответы на подобные вопросы; тот, кто выступает за конкуренцию, по логике вещей не должен давать их сам. Выбор между разными формами организации торговли — это не выбор между добром или злом, не выбор между наличием конкуренции и ее отсутствием, а выбор из того же ряда, что решение предпринимателя производить на том или ином оборудовании. Нет оптимальной для всех технологии, и в любом случае едва ли она известна чиновникам: их не отбирают на основе способности успешно решать подобные задачи. Поставим мысленный эксперимент: много ли пользы принесет потребителям совет отказаться от услуг магазинов-посредников и покупать продукты у заводов-производителей напрямую? С другой стороны, что плохого в «вертикально интегрированном» мясокомбинате, который не только перерабатывает мясо, но и сам продает в заводских лавках свои мясопродукты?

То, что сторонник конкуренции (по смыслу этого понятия) не должен сам искать способы наилучшей организации работы фирм или отраслей, вовсе не означает, что он не должен делать ничего.

Подобно хорошему интервьюеру, его роль не в поиске ответов, а в постановке для конкурентных механизмов правильных вопросов: открытых, а не «наводящих».

Если задача в том, чтобы максимально дешево закупить товар, то правильные вопросы: как привлечь самых дешевых поставщиков? кто может поставить товар дешевле всех? Неправильный: кто из поставщиков является посредником? Поставщик как кошка: важен не ее цвет, а чтобы ловила мышей. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться