Почему не стоит радоваться скачку России в рейтинге Doing Business | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Почему не стоит радоваться скачку России в рейтинге Doing Business

читайте также
Загрязнение бедностью. Как Всемирный банк компенсирует ущерб природе и экологии Макулатура в ранце: почему то, чему учат в школе, не пригодится Вопреки коррупции: Россия поднялась на пять строчек в мировом рейтинге конкурентоспособности +3 просмотров за суткиКто увел $2,5 трлн? Средства россиян в офшорах в разы превышают резервы России Миллиарды за реформы. МВФ отложил перевод очередного транша Украине 37% женщин-предпринимателей показали низкий уровень финансовой грамотности Помочь с финансированием: Иванка Трамп и инвестиционный фонд для женщин-предпринимателей Шувалов пообещал увеличить лимит программы кредитования малого и среднего бизнеса Пять действий государства, которые спасут малый бизнес +4 просмотров за суткиРеволюция для бизнеса: онлайн-касса кардинально изменит работу в рознице Как России расти без нефтяной ренты: рецепты экономистов на Гайдаровском форуме Почему угольная промышленность устойчива к кризису +20 просмотров за суткиЗолотая жила российской оборонки: сохранит ли Москва индийский рынок вооружений +6 просмотров за суткиКто выиграет гиперзвуковую гонку - Россия или США? +3 просмотров за суткиЗачем Китаю украинская «Мечта» Вправе ли Еврокомиссия требовать от Apple доплаты налогов +4 просмотров за суткиЧто неладно с новой российской «большой приватизацией» +3 просмотров за суткиНеуловимое ОСАГО: почему в России трудно купить полис через интернет "Сегодня самим страховщикам не выгодно платить мало" Необходимый майор. Давление власти тормозит бизнес, но иногда стимулирует деловую активность История одного падения: почему была поглощена Yahoo

Почему не стоит радоваться скачку России в рейтинге Doing Business

фото Fotobank/Getty Images
Улучшение процедур ведения бизнеса еще не означает реального оживления деловой активности

Всемирный банк опубликовал результаты рейтингования стран по условиям ведения в них бизнеса, и эти результаты оказались положительными для России. С 112 места она переместилась в этом престижном рейтинге на 92-е. Кажется, жизнь налаживается?

Повышение места России может быть объяснено рядом причин:

— улучшение в России ситуации с контрольно-разрешительными процедурами и прочими ключевыми для этого рейтинга показателями;

— ухудшение ситуации (или не очень быстрое улучшение этих показателей) в странах-конкурентах;

— выгодный для России отбор регионов, в которых проводилось исследование, и экспертов, которые оценивали степень сложности ведения бизнеса в этих регионах.

Судя по всему, в реальности имеет место какое-то сочетание всех трех этих моментов, которое и привело к тому, что Россия покинула вторую сотню и переместилась в конец первой сотни стран.

Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, в любом случае, следует проверить, будет ли этот факт подтвержден в следующем году, то есть превратится ли это отрадное для России разовое явление в некую тенденцию. Возможно, мы имеем дело с временным явлением.

Во-вторых, помимо рейтинга Doing Business, который полюбило российское руководство, существуют и другие рейтинги, которые также позволяют оценивать степень раскрепощенности деловой среды и условий для ведения бизнес-активности — такие, как индекс восприятия коррупции, свободы и т.п. В них пока столь же обнадеживающих изменений в отношении России не видно.

В-третьих, поскольку бьют, как известно, не по паспорту, а по лицу, имеет смысл оценить и некоторые другие данные, доступные нам, так сказать, в ощущениях: сокращение числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с начала 2013 года более чем на 700 тысяч, ожидаемое возвращение к практике возбуждения внеочередных проверок бизнеса правоохранительными органами, развернувшееся под флагом борьбы с нелегальной миграцией, война с мелкой розничной торговлей овощами и фруктами и ряд других явлений последнего времени.

В этом смысле, хотя в «паспорте» все выглядит неплохо, «лицо» российского бизнеса, особенно малого, — по-прежнему в синяках и кровоподтеках.

Предпринимаемые правительством шаги по поддержке малого бизнеса — даже если они искренние — совершенно недостаточны в качестве противовеса указанным тенденциям. Сложившаяся социально-экономическая модель – с преобладанием крупного бизнеса и растущей долей занятых в бюджетном секторе - не стимулирует предпринимательской активности населения. Нужны меры, направленные не только на содействие уже действующим малым и средним предприятиям (МСП), но и на формирование склонности и развитие компетенций, необходимых для успешного ведения предпринимательской деятельности.

Эти меры хорошо известны из зарубежной практики, они требуют выхода за рамки самого сектора и поддержки соответствующих — сравнительно дешевых — образовательных, медийных и иных проектов по формированию позитивного имиджа предпринимательства, продвижению лучших образцов, стимулированию конкурсов бизнес-идей среди разных категорий населения, по поддержке сотрудничества между средним бизнесом, образовательными и научными учреждениями. Политика содействия развитию предпринимательства и политика поддержки МСП — не тождественны, при этом во многих странах с развитой рыночной экономикой данная политика давно вышла за рамки поддержки самозанятости безработных, а эффективность последней ставится под вопрос. Более того, в ряде субъектов РФ с крайне низким уровнем развития МСП традиционные меры по содействию малому предпринимательству не имеют смысла без опережающей работы по формированию и усилению предпринимательского потенциала населения. В правительственной политике эта линия почти не намечена.

Важным новым явлением в российской экономике с середины прошлого десятилетия является группа средних компаний – «газелей», которых на сегодняшний день в стране насчитывается несколько сотен. Они обладают компетенциями, позволяющими быстро и устойчиво наращивать выпуск, оборот, занятость и могли бы стать центрами растущих кластеров – при соответствующей поддержке (подготовка кадров, помощь в субконтрактации и т.п.).

Между тем, интересы и запросы этой группы компаний МСП почти не отражены в правительственных разработках.

Наконец, нарастающая дифференциация как в самом секторе (микро – малый – средний бизнес) по степени успешности, стратегиям развития, отраслевым приоритетам, уровню формализации и т.п., так и между сравнительно более успешными и отстающими регионами, требует формирования «разных политик» для разных целевых групп и для разных типов территорий и поселений. Судя по всему, исполнительная власть не представляет, как учесть в своей политике данное обстоятельство, поэтому софинансируются практически любые программы, выносимые субъектами федерации, без учета их реализуемости и потенциальной адекватности сложившимся в регионе условиям.

И пока это так, рассчитывать на устойчивое продвижение России в рейтинге вверх сложно.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться