Бродячие чиновники: почему варягам из центра проще резать бюджеты регионов | Forbes.ru
$59.45
69.7
ММВБ2130.39
BRENT62.18
RTS1128.72
GOLD1278.54

Бродячие чиновники: почему варягам из центра проще резать бюджеты регионов

читайте также
+4185 просмотров за суткиТри задачи. Шансы на возвращение «тучных» лет остаются призрачными +918 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода +1335 просмотров за суткиСтрижено или брито. Сеть региональных парикмахерских делает оборот 300 млн рублей на стрижках по 300 рублей +811 просмотров за суткиРоссия — не Москва. Почему в нашей стране одни регионы бедные, другие богатые +4 просмотров за суткиА если снова кризис? Минфин занижает расходы и будущие доходы бюджета +15 просмотров за суткиНовая реформа. Чубайс рассказал, когда в России наступит энергетический кризис +20 просмотров за суткиКазус Мединского: нужна ли научная степень чиновнику +7 просмотров за суткиОпыт двадцатилетия. Стоит ли ждать повторения азиатского кризиса в ближайшем будущем +25 просмотров за сутки«Ура, нам не повысят налоги!» — в Думу внесен проект бюджета на три года +4 просмотров за суткиРуководи как CEO: бизнес-подход к управлению регионом +5 просмотров за суткиВременный штиль: что мешает рублю продолжить коррекцию? +1 просмотров за суткиТехнократы у власти: вызовы и перспективы новых губернаторов +2 просмотров за суткиСамо пройдет: больше половины россиян экономит на лекарствах +36 просмотров за суткиДержаться корней. Участник рейтинга Forbes Андрей Кузяев занялся бизнесом в родной Перми +4 просмотров за суткиОпасный фон. Как развивается экономика в регионах, где могут уволить губернаторов +3 просмотров за суткиКому на Руси одолжить хорошо. Стоит ли покупать региональные облигации? +7 просмотров за суткиСтрах и жадность на emerging markets: пора выходить из нирваны или на этот раз все по-другому? +2 просмотров за суткиToo big or not too big: как дальше развиваться крупным российским частным банкам +8 просмотров за суткиПенсии для никого. Почему правительству не удается решить проблему обеспечения пожилых людей +1 просмотров за суткиНожницы Минфина: доходы регионов выровняли по вертикали +7 просмотров за суткиИлон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города. Часть 2
Мнения #кризис 29.04.2014 05:30

Бродячие чиновники: почему варягам из центра проще резать бюджеты регионов

Павленко Сергей Forbes Contributor
Фото Diomedia
Федеральные власти делятся с регионами ответственностью, но не ресурсами. Тем остается либо срывать майские указы Путина, либо сокращать субсидии местному бизнесу

Давно уже стала банальностью идея американского экономиста Мансура Олсона о том, что «стационарный бандит» в конце концов превращается в заботливого регионального руководителя. Все граждане с нетерпением ожидали этого превращения, практически считали дни. Но не дождутся. Российские чиновники становятся все менее стационарными.

Во-первых, региональные руководители силовых структур давно уже ротируются на регулярной основе. Они практически никогда не являются местными жителями и ничем не связаны с регионом пребывания.

 

Губернаторы также давно уже не исключительно местные «политические тяжеловесы»: примерно треть просто приезжие, правда, среди них есть и так называемые выходцы из региона.

Вице-губернаторы и министры региональных правительств тоже уже не исключительно местные кадры. Даже если вынести за скобки многострадальную Москву, очевидно, что появился кадровый рынок региональных топ-менеджеров, перемещающихся из региона в регион самостоятельно, вне так называемых кадровых команд губернатора. Впрочем, «кадровые команды» пришлых губернаторов тоже никуда не исчезли.

С 2013 года раз в пять лет должны менять регион пребывания и руководители территориальных органов «гражданских» ведомств — от налоговой службы до безобидных статистиков. Пока процесс не массовый, но это еще просто сроки не подошли.

 

Таким образом, процесс подавления основ региональной элитной фронды (пусть даже проходящий под лозунгами борьбы с терроризмом и коррупцией) выходит на новый уровень.

И это удивительно своевременно, поскольку в ближайшее же время неизбежны проблемы во взаимоотношениях федерального центра с региональными центрами власти.

Суть вопроса проста: если денег становится меньше, а обязательств больше, то нужно перераспределять либо эти же деньги, либо ответственность за невыполнение обязательств. В «лихие девяностые» центр денег не давал, но брал на себя политическую ответственность. В «нулевые» денег как-то хватало. В «десятые» центр хочет деньги все-таки оставить себе, а вот ответственность передвинуть на региональный уровень.

Параллельно с борьбой за «долю справедливую» бюджетных трансфертов региональные власти стремятся получить средства различного рода мегапроектов — от форума АТЭС, Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу до универсиад и ЭКСПО. Практически все мегапроекты размещаются безотносительно эффективности регионального бизнеса и системы управления, то есть являются не инвестициями, а экономической помощью. Естественно, региональная фронда при этом должна отходить на второй план.

В результате единственными институтами, отстаивающими региональные интересы и в первую очередь интересы местного бизнеса, остаются муниципалитеты и законодательные собрания регионов. Этой новой конструкции региональной власти предстоят серьезные испытания, и довольно скоро. Уже в июне нужно определяться с основными параметрами региональных бюджетов на 2015 год. С учетом разворачивающегося кризиса региональных бюджетов придется принимать какие-то решения — просто наращивать заимствования для покрытия текущих дефицитов вряд ли уже возможно. Также невозможно уже делать вид, что доходы от налога на прибыль и имущество вот-вот начнут расти под влиянием неких стимулирующих мер.

 

Таким образом, выбор невелик — либо сокращать расходы на образование и здравоохранение, либо сокращать субсидирование (как прямое, так и непрямое) региональных предприятий.

Первое означает невыполнение «майских указов» и, скорее всего, невозможно, по крайней мере в этом году.

Сокращение субсидий местному бизнесу позволяет в общем решить проблему сбалансированности региональных бюджетов. Это немалые деньги, в среднем вдвое больше заложенных в региональных бюджетах расходов на ЖКХ. Или, если так понятнее, от 40% до 60% средств, заложенных в региональных бюджетах на здравоохранение. Даже неполное сокращение субсидирования местной экономики закроет дыру в региональных бюджетах.

Скорее всего, подчиненные федеральному центру региональные структуры готовы будут согласиться с таким бюджетным маневром. И, скорее всего, столкнутся с ожесточенным сопротивлением института, представляющего интересы местного бизнеса, — региональных законодательных собраний.

Если это сопротивление федералам не удастся сломить легко и быстро, наступит время раздумий. Действительно, заменить «регионально мыслящих» бизнесменов, заполнивших фракции региональных парламентов, «общегуманитарно ориентированными» членами ОНФ не такая уж странная идея. Особенно если при этом бороться с коррупцией и сепаратизмом. И даже если запустить в законодательные собрания немного столь же «общегуманитарно ориентированной» оппозиции.

Тогда с региональной фрондой покончено будет окончательно.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться