Какой папа нужен Католической церкви | Forbes.ru
$59.04
69.57
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1294.43

Какой папа нужен Католической церкви

читайте также
+23 просмотров за суткиВо благо народа: зачем нужны этнические бизнес-клубы +1 просмотров за суткиЮбилей Капитализма. 500-летие протестантизма и другие важные даты года Реальное влияние: итоги лоббистской деятельности при Обаме Оправданный историей: как Фидель Кастро пережил всех друзей и врагов «Россиянозамещение»: как Турция развивает халяльный туризм Кошмар социологов: кто будет кандидатом от правых на французских выборах +3 просмотров за суткиПартия, соратники, семья: кто стоит ближе к Трампу +11 просмотров за суткиДжокер демократов: после поражения Клинтон Между импичментом и системностью: выбор Дональда Трампа +8 просмотров за суткиНепредсказуемость миропорядка. Несбывшиеся надежды 2000-х и роль России +1 просмотров за суткиТрамп и Путин: Bromance после выборов +5 просмотров за суткиМосул будет взят: кто останется после ухода ИГИЛ +2 просмотров за суткиС кем России скоро придется иметь дело во Франции Как страны Ближнего Востока реагируют на победу Трампа Трамп — ожидаемая неожиданность +4 просмотров за суткиВыборы в Конгресс США: борьба за будущее Америки +3 просмотров за суткиВыбор из двух зол: как американцы проголосуют на выборах президента Выбор директора Третьяковки: 5 шедевров Пинакотеки Ватикана, к которым стоит присмотреться Наследие Обамы: что придётся решать новому президенту США на Ближнем Востоке Что будет с "Исламским государством" после потери территорий +6 просмотров за суткиА если Трамп? Как рынки отреагируют на президентские выборы в США
Мнения #религия 12.03.2013 21:37

Какой папа нужен Католической церкви

Филиппов Борис Forbes Contributor
Фото East News / AFP / ImageForum
При выборах преемника Бенедикта XVI кардиналы неизбежно должны учитывать падение авторитета церкви в мире

Во вторник в Риме открылся конклав, который должен избрать нового главу Святого престола. Еще 4 марта в Ватикане в зале заседаний Синода епископов началось предшествующее конклаву общее собрание кардиналов (генеральная конгрегация). Именно там начали искать ответы на вопросы: «Какой папа?» и «Для какой церкви?».

Бенедикт XVI ушел в обстановке непрекращающихся нападок на Римскую курию и на него лично со стороны итальянских СМИ. Начавшиеся задолго до отречения, они включали скандалы с кражей и публикацией документов из папского кабинета (доверительных писем, отчетов и доносов).

Попавшие в прессу документы свидетельствовали о тесной связи руководства Курии с политической жизнью Италии и использовании этих связей для того, чтобы избежать уплаты налогов на недвижимость (в условиях тяжелого финансового кризиса в Италии). СМИ обвиняли руководство ватиканского банка (Института религиозных дел) в отмывании денег мафии. Подозрения были подкреплены отзывом Банком Италии у Deutsche Bank Italia лицензии на обслуживание банкоматов на территории Ватикана. В Банке Италии заявили, что ватиканские финансовое законодательство не соответствует международным стандартам.

Похоже, что начатое Бенедиктом XVI очищение ватиканских финансовых авгиевых конюшен затронуло интересы влиятельных лиц не только в Римской курии, но и в итальянской политической и экономической сферах. Но единственным последствием атаки на Курию может быть решение прибывших в Рим кардиналов не выбирать на папский престол итальянца, так как это только усугубит проблемы. C 4 марта в Ватикане прошло семь заседаний, предшествующих конклаву общих собраний кардиналов (генеральных конгрегаций). Выступил 161 кардинал. Обсуждали не столько скандалы, сколько те серьезные проблемы, которые, по мнению ряда кардиналов, требуют созыва нового церковного собора.

Проблем у Католической церкви достаточно. Сразу скажем: ни педофилия, ни целибат не основные предметы обсуждения. Католическая церковь в лице папы Бенедикта XVI не только осудила и признала свою ответственность за совершенные клириками преступления против детей, но и приняла ряд важных мер по предотвращению чего-либо подобного в будущем, например, при приеме в семинарии введены специальные психологические тесты.

Главные церковные проблемы можно назвать цивилизационными, то есть вызванными самим развитием человечества. Речь не идет о кризисе веры. Число католиков растет, опережая рост населения в мире. И если в Европе их численность сокращается, то скорее по демографическим причинам.

Проблема в том, что при неуклонном росте числа верующих в мире, в этом же темпе сокращается доля воцерковленных, участвующих в литургии.

Уменьшается вера в церковь как институт. Начиная с 70-х годов XX века в странах европейской цивилизации быстро растет доля верующих (чаще всего с высшим образованием), которые не относят себя ни к одной из христианских церквей и не посещают храмов (до 40%). В результате в современной Европе тысячи церквей сдают в аренду или продают.

Параллельно с этим процессом идет возникновение новых массовых религиозных движений внутри исторических церквей и возникновение новых сект. В рамках Католической церкви быстро развиваются «малые группы», объединяющие миллионы активных верующих в 123 мирянских движениях. Они часто выступают как параллельные церковные структуры (со своими семинариями и духовенством) и, как правило, находятся в конфликте с местными епископами. Можно говорить о новой форме выражения христианской веры и поиске новых форм организации церковной жизни.

В качестве примера можно указать на растущую по всему миру численность групп «Харизматического возрождения», которые, формально являясь членами исторических церквей, фактически стали самостоятельными структурами. Численность членов «харизматических» групп в самой Католической церкви, которая почти 50 лет пытается их адаптировать, оценивается от 60 млн до 120 млн человек, а общее число «харизматиков» в мире колеблется между 380 млн и 660 млн человек. Фактически речь идет о возникновении новой и второй по численности (после Католической церкви) христианской деноминации.

Общим местом в выступлениях кардиналов становится тезис о том, что будущее церкви зависит от активности мирян, организованных в новые движения, малые общины и группы. В «новой евангелизации» мира они должны играть центральную роль. Кардиналы не исключают, что это потребует структурной реформы церкви.

Вторая цивилизационная проблема связана с «кризисом маскулинности». Этот кризис проявляется в резком сокращении числа молодых людей, желающих принять сан или монашество. Число католиков с 1978-го по 2009 год увеличилось на 424,5 млн и достигло 1181 млн, а общая численность духовенства (епархиального и орденского) сократилось с 421 000 (1978 год) до 410 600 (2009-й). Дело не в целибате. Молодые люди сегодня в той же мере не хотят создавать семьи и иметь детей. Отсюда возросший интерес к месту и роли женщины в церкви.

Другими значимыми проблемами является изменивший свою форму процесс секуляризации, конкуренция со стороны других религий, эмиграция и миграция, направленный против христиан религиозный фанатизм и даже терроризм. Кроме того, существуют региональные проблемы. Они разные в Европе, Африке, Азии и Латинской Америке. Например, в Латинской Америке на католиков наступают протестанты. В самой большой стране Латинской Америки Бразилии, где католики прежде составляли почти 100% населения, сейчас их лишь 64,6%. Остальные в основном перешли к протестантам. Иначе выглядит ситуация в Африке, в странах которой в течение последних 40 лет число католиков увеличилось в три раза и достигло 176 млн человек. Быстрыми темпами растет Церковь в Азии — 137 млн человек.

Круг проблем определяет и требования к кандидату на папский престол.

Прошло то время, когда от папы прежде всего требовалось быть искусным дипломатом, способным разбираться в сложным перипетиях межгосударственных отношений. Сегодня нужен пастырь и богослов, способный в новых условиях предложить новые формы проповеди Евангелия. Папа должен быть медийной фигурой, знать языки, обладать личной харизмой и быть в состоянии много путешествовать по всему миру. Кроме того, он должен быть сильным и мудрым администратором, способным навести порядок в Римской курии.

В какой мере этим критериям соответствует тот или иной кандидат, решат кардиналы. Конклав, скорее всего, не будет долгим. В нем будут участвовать 115 кардиналов в возрасте до 80 лет. Среди них будет 28 итальянцев, 11 американцев, 6 немцев, 5 испанцев, 5 бразильцев, 5 индийцев. Из Латинской Америки приедет 19 кардиналов, из США и Канады — 14. По 11 кардиналов из Азии и Африки. Кандидат в папы должен будет набрать 2/3 голосов. Согласно регламенту предусмотрено не более четырех голосований ежедневно.

Несколько слов следует сказать о самих кардиналах. Во-первых, это опытные церковные администраторы, возглавляющие крупнейшие епархии в непростых для религии и церкви условиях начала XXI века. Во-вторых, это религиозные лидеры, то есть люди обладающие духовным авторитетом среди верующих не только своих епархий. Например, прозванный «святым человеком и Войтылой с Филиппин» манильский архиепископ кардинал Луис Антонио Тагле, популярен у верующих двух континентов: Азии и Латинской Америки.

Рассеянные по всему миру, кардиналы не имеют необходимых условий не только для создания устойчивых группировок вне региона, но и для регулярных контактов вне своих епископских конференций. Исключение составляют кардиналы, работающие в курии и связанные с ними итальянские кардиналы.

В этих условиях огромную роль играют старые авторитетные и известные кардиналы — «делатели пап», которые и выступают на предконклавных конгрегациях (собраниях) и на конклавах в роли неформальных лидеров. Важную роль могут сыграть региональные лидеры. Так, например, кандидатуру Кароля Войтылы выдвинул венский кардинал Франц Кёниг.

Не последнюю роль в выборе будет играть и отношение к тому или иному кандидату Бенедикта XVI. Журналисты обратили внимание на тот факт, что в то время, когда Бенедикт сообщал кардиналам о своем решении об отставке, рядом с ним сидел кардинал Анджело Скола, или на то, что руководителем великопостных реколлекций папа назначил кардинала Джанфранко Равази.

Церковь как институт является носителем и хранителем традиций. Такой поддерживаемой 400 лет традицией было избрание на папский престол кардинала-итальянца. Когда в 1978 году эта традиция была нарушена эксперты пришли к выводу, что в будущем все возможно, кроме избрания представителя церкви из великой державы: «Чтобы не говорили, что церковью управляет Уолл-стрит и ЦРУ».

Сегодня, после окончания холодной войны, нет препятствий для избрания папой американского кардинала.

Можно с уверенностью сказать, что политические и географические факторы не будут иметь большого значения при выборе. Уже на конклаве 2005 году, по некоторым сведениям, соперником немца Йосифа Ратцингера был аргентинец Хорхе Мария Бергольо, архиепископ Буэнос-Айреса. Как и в случае с избранием поляка Кароля Войтылы значение будет иметь личность избранника и предложенная им программа решения возникших перед церковью проблем.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться