Forbes
$63.82
71.95
ММВБ1996.79
BRENT47.38
RTS985.88
GOLD1341.22
21.05.2014 05:30
Александр Бирман Александр Бирман
журналист, специальный корреспондент интернет-издания «Лента.ру» 
Поделиться
0
0

Донецкая матрица: почему пиар стал важнейшей частью «русской весны»

Донецкая матрица: почему пиар стал важнейшей частью «русской весны»
фото East News/AFP
Верность определенным кланам свойственна политтехнологам не больше, чем инвестбанкирам

Институт социально-экономических и политических исследований в конце минувшей недели провел Бердяевские чтения. Главная прокремлевская «фабрика мысли» пыталась выяснить — может ли известный отечественный философ стать знаменем нового российского консерватизма? Но этот вопрос оказался, до известной степени, риторическим. Поскольку в тот же день много южнее подмосковных Снегирей, где обсуждали Бердяева, произошло событие, доказывающее актуальность совсем иных мыслителей.

Назначение на пост премьер-министра Донецкой народной республики политтехнолога Александра Бородая скорее напоминает об обществе спектакля Ги Дебора или симулякрах Жана Бодрийяра. А «фэйсбучная» реплика политолога Сергея Маркова про «философа на троне» сделала этот триумф постмодерна не подвластным никакому консервативному макияжу.

Замечание Олега Кашина о том, что Бородай — плохой политтехнолог, раз не смог остаться за кадром, справедливо, но лишь отчасти. Примерно то же самое можно сказать и про Игоря Коломойского — настоящий олигарх наверняка тоже предпочел бы рулить базовым для себя регионом из-за спины какого-нибудь очередного «и сам никто, и звать никак».

Но при тотальной девальвации всего и вся, включая государственные институты, демократические процедуры и даже человеческие жизни, в нынешней Украине, похоже, едва ли не единственным ценным активом становятся «бренды». Разумеется, не коммерческие, а, если угодно, «военно-полевые». Те, без которых не обходится ни один новостной выпуск ни на одном уважающем себя телеканале.

Массмедиа как воздух нужны персонажи вроде Дмитрия Яроша и Сашко Билого или Стрелка и Бабая.

Они дают ту «движуху», которую будут смотреть все, вне зависимости от политических предпочтений. И еще вопрос, какое СМИ частотой упоминаний больше поспособствует капитализации новых украинских «брендов»: дружественное им или наоборот? Хотя это не отменяет неоправданно жесткого отношения обеих сторон украинского конфликта к «несвоим» репортерам. Самые свежие примеры — арест СБУ журналистов LifeNews и задержание «ополченцами» Славянска спецкора «Новой газеты». Дело не только в гипертрофированной шпиономании. Вернее, «вражеские» журналисты, действительно, могут что-то «пронюхать» или совершить диверсию. Но заключаться она будет не в поставке ПЗРК «сепаратистам» или, наоборот, передаче сведений о численности и вооружении сил самообороны «правосекам». Намного опаснее, если они снимут или напишут нечто такое, что поставит под угрозу существование всей «матрицы».

Ну а пока тому же Коломойскому мало кто сделал такой подарок, как российские журналисты, в огнях и цветах рассказывающие о его демонической роли и не упускающие случая упомянуть об «аффилированности» владельца группы «Приват» с международными еврейскими организациями. Всплеск антисемитизма как на Донбассе, так и в сочувствующей ему России непременно превратит днепропетровского губернатора из «пособника бандеровцев» в одного из главных защитников евреев на постсоветском пространстве. А кроме того, значительно девальвирует направленную в адрес Киева антинационалистическую риторику официальной Москвы.

Тем более примечательно, что в своеобразные поддавки с Коломойским сыграл бывший кандидат в президенты, лидер движения «Юго-Восток» Олег Царев. Ведь именно он подтвердил подлинность попавшей в сеть записи своих  телефонных переговоров с олигархом, где тот предупреждает политика о мести за якобы убитого в Мариуполе днепропетровского еврея.

Не исключено, что такой ход Царева связан с межклановой борьбой за Новороссию. Еще не получив должного оформления на политической карте, этот «бренд» тем не менее стал важным объектом торга между участниками «украинской партии». И «приватизация» Новороссии Ринатом Ахметовым (сыгравшим заметную роль в создании ДНР) не выгодна, скажем, экономической клиентеле Виктора Януковича в неменьшей степени, чем Коломойскому.

Только в нынешних украинских реалиях принцип «кто девушку ужинает — тот ее и танцует» срабатывает далеко не всегда.

Когда главным активом становится «бренд», быть губернатором Днепропетровской области или премьер-министром Донецкой республики гораздо важнее, чем стоять за их спинами. Не потому ли, кстати, Ахметов сделал резкий вираж и призвал рабочих своих предприятий выйти на предупредительную забастовку против федерализации Украины?

Можно выстраивать цепочку от Бородая еще к одному украинскому олигарху и давнему ахметовскому недругу Дмитрию Фирташу (через его приятеля и клиента Бородая Аркадия Ротенберга). Либо, учитывая многолетнее сотрудничество новоиспеченного премьера ДНР с главой Marshall Capital Константином Малофеевым, говорить об усилении влияния российского бизнес-клана, окормляемого архимандритом Тихоном (Шевкуновым). В этом плане весьма показательна версия, которую год назад еще в качестве журналиста Бородай высказал в связи с отставкой (так и неподтвержденной) Владимира Якунина с поста президента РЖД: «Есть ощущение, что идет борьба одних православных патриотов с чекистским прошлым с другими православными патриотами с чекистским прошлым».

Но пиарщикам/политтехнологам верность определенным кланам свойственна в небольшей степени, чем инвестбанкирам. Достаточно посмотреть, насколько пестр и разношерстен список клиентов крупнейших пиар-агентств и инвестбанков. Главная цель и тех и других — поддерживать спрос на свои услуги. Пусть ради этого хвосту приходится вилять собакой, придумывая громкие, но экономически не слишком обоснованные сделки или провоцируя шумные разбирательства между недавними политическими союзниками.

Все это, что называется, в мирной жизни. О какой же лояльности этих прирожденных трикстеров можно говорить, когда, как в нынешней Украине, у них появляется возможность не просто поддерживать спрос, но формировать рынок, создавая новые «бренды» и меняя смысловую начинку существующих? Так что ДНР становится, скорее, этаким пиар-агентством нового типа, ключевым инструментом по монетизации украинской «матрицы», нежели платоновским государством с «философом на троне». Впрочем, Днепропетровской области тоже очень далеко до олигархии в понимании Аристотеля. Зато, даже если спектакль вдруг закончится, симулякры и тем более их создатели внакладе не останутся.

Поделиться
0
0
Загрузка...

Другие колонки автора

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое

Forbes сегодня

26 сентября, понедельник
Forbes 10/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.