К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Экономика войны: почему украинское правительство пока идет в тупик

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Отказавшись от радикальных реформ, Украина обрекла себя на обвал экономики

Экономика войны радикально отличается от экономики мира. К сожалению, украинские власти это еще не уяснили. Они ведут себя так, как будто страна попала в обыкновенную циклическую рецессию. Мол, правовые и экономические институты в порядке. Нужно только вместе с кредиторами из МВФ и Евросоюза заняться точечной настройкой — и рост ВВП восстановится в ближайшей перспективе.

Украина без теоретиков и практиков капитализма

Министры заняты привычным жонглированием инструментами монетарной и фискальной политики. Номенклатура настаивает, что в регуляторной политике ничего принципиально менять не надо. Отношения бизнеса и власти не меняется. Коррупция не «рассосалась». Энергоэффективность в Украине по-прежнему точнее называть энергобезобразием. Распорядители чужого (политики и чиновники) продолжают перераспределять более 45% ВВП. Монополисты настаивают на сохранении своих привилегий. Складывается впечатление, что правительство с рыночными реформами никуда не спешит. Большие столичные начальники наблюдают за разрушительной войной на своей территории, как за компьютерной игрой: нажал на off — и оказался в другой, привычной и комфортной для номенклатуры реальности.

 

Больше всего недоумения и огорчения вызывает теоретический и интеллектуальный ступор.

Среди дисижнмейкеров нет даже слабой копии последовательных рыночных реформаторов типа Лешека Бальцеровича, Марта Лаара, Маргарет Тэтчер или Рут Ричардсон. Доминирование разных форм интервенционизма в экономической науке и политике не позволяет сформулировать внятную рыночную альтернативу.

 

Украинские власти по-прежнему пытаются работать в режиме welfare state со слабыми постсоветскими институтами, недоверием к государству, парализованными механизмами защиты прав собственности и более чем 50-процентной «серой» экономикой. Именно такой уклад привел к захвату украинской экономики мощными кланами олигархов и параличу конкуренции. Абсурдно считать, что выход из институционального тупика можно найти в той парадигме, которая довела экономику Украины до ручки. Ситуацию усугубляет де-факто выведенный из состояния мирного производства большой кусок Восточной Украины. Даже этот фактор не стал ушатом холодной воды для все еще расслабленных распорядителей чужого.

По-настоящему плохое только начинается

Два года падения ВВП, резкое ухудшение состояния государственных, банковских и корпоративных финансов, большие объемы краткосрочных государственных обязательств, сокращение экспорта, отток капитала, высокая инфляция и девальвация гривны — это уже явно не начало украинского кризиса, а его углубление. Не решена проблема поставок энергоресурсов (дефицит газа 6–7 млрд куб. м) и их оплаты на предстоящий отопительный сезон. Начальники старой коррумпированной власти быстро нашли общий язык с новыми, постмайдановскими руководителями. Воспроизводство старых схем подрывает доверие к президенту и его программе. Декларируемая нулевая толерантность коррупции вылилась в нулевую активность по ее реальному искоренению. Какие бы законы не принимало правительство Порошенко, сохранение украинского Левиафана (госрасходы в объеме 45–48% ВВП, регуляторная нагрузка и издержки выполнения требований государства в 12–15% ВВП) неизбежно будет воспроизводить коррупционные практики.

 

Одно из самых слабых мест в экономической политике украинских властей — государственный бюджет.

По итогам 2014 года правительство едва ли сможет снизить дефицит бюджета до менее 5% ВВП. Привычка тратить незаработанное, проедать внешние кредиты остается. Расчет делается на то, что Украина в ближайшие месяцы получит около $3 млрд внешних займов, но щедрость внешних спонсоров (США, МВФ, ЕС) не может продолжаться вечно.

Ситуацию усугубляет резкое повышение цен на услуги инфраструктурных компаний. Вместо реформ они предлагают банальное повышение тарифов. Рост тарифов на ЖКУ бьет все рекорды. Например, за тепло в этот отопительный сезон украинцы будут платить в 2,8 раза больше, чем в прошлый. Водоснабжение подорожало почти в два раза, газ — более чем на 70%. При стагнации зарплат и пенсий заплатить на 40–50% больше за ЖКУ для многих будет не по карману.

Налоговики продолжают кошмарить бизнес, сохраняя одиозные схемы по манипуляции НДС. Они выполняют задачу наполнить бюджет любой ценой, но макроэкономические параметры официального прогноза на 2014 год (падение ВВП на 3%, инфляция 14%) нереалистичны.

Украинская экономика упадет на 6–9% ВВП при годовой инфляции 20–25%.

 

Едва ли стоит ожидать выхода на траекторию экономического роста в 2015 году, на что надеются и многие в правительстве и международные организации. Они явно недооценивают влияние войны, жесткие торговые санкции со стороны России и слабую конкурентоспособность украинских товаров на других рынках.

С начала 2014 года девальвация гривны составила почти 70%, но и это не позволило сохранить рост экспорта. Расчет на его восстановление в 2015 году тоже утопичен. Падение цен на зерновые и сельхозпродукцию (хороший урожай плюс торговое эмбарго России) не позволит Украине превратить сельскохозяйственное сырье и продовольствие в локомотив выхода из рецессии. Проблемы на востоке страны в совокупности с европейской рецессией также ограничивают возможности основного экспортного товара страны — металлов и изделий из них. Значит, нам следует ожидать сокращения валютной выручки.

Воюющая Украина едва ли сможет заинтересовать серьезных иностранных инвесторов. Более того, вполне реален отток российских капиталов из Украины. Валютные интервенции Центрального банка и заверения его представителей, что реальный рыночный курс гривны на конец 2014 года года не превысит 12 гривен на $1, напоминают заклинания шамана, а не реалистичные оценки ответственных экономистов в воюющей стране. Уже сегодня возникают сложности с покупкой валюты. И это при сохранении жесткого регулирования валютного рынка.

Война на два фронта

 

Украинские власти рассчитывают на то, что кредитная программа МВФ ($7,4 млрд в 2014году, $7,1 млрд в 2015 году, $1,1 млрд в 2016 году) позволит им прекратить рецессию уже в 2015 году. Гонка за валовым ростом любой ценой может лишь отложить наступление странового дефолта, если правительство не научится жить по средствам.

Международные финансовые рынки далеко не так лояльны к новому украинскому правительству, как МВФ, Всемирный банк, ЕБРР или правительства стран Евросоюза. Доходность по украинским евробондам в контексте снижения суверенного рейтинга страны Moody’s до Caa1, S&P и Fitch до B- в 8–15% говорит о высокой степени уязвимости государственных финансов. Украинские власти при помощи щедрых внешних кредитов могут временно затушить макроэкономический пожар, но огромные структурные диспропорции и искажения при удушающей налогово-регуляторной нагрузке все равно будут тянуть экономику на дно.

В Украине по-прежнему нет правительства, адекватного угрозам и рискам, с которыми столкнулась страна.

Номенклатура и представители всех политических партий заняты всем чем угодно, только не жизненно необходимыми реформами в экономике. Ни МВФ, ни Евросоюз, ни США их за украинцев не проведут. Революция достоинства, которая смела преступную власть Виктора Януковича, может завершиться еще более сокрушительным провалом, если Петр Порошенко со своей командой не уяснят, что у Украины есть два равным по силе врага — российский Кремль и украинские распорядители чужого (политики и чиновники).

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+