Forbes
$64.03
71.38
DJIA17956.53
NASD4862.25
RTS933.32
ММВБ1896.62
01.03.2016 11:45
Андрей Яковлев Андрей Яковлев
директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ 
Поделиться
0
0

Спорная площадка: может ли Кремль заменить суд?

Спорная площадка: может ли Кремль заменить суд?
Фото Alexander Zemlianichenko / AP / TASS
Бизнесу предложено решение возникающих проблем в «ручном режиме» и в формате, когда правоохранительные органы по-прежнему остаются над законом

В советские времена продвинутая часть общества хорошо знала, что официальную информацию, как правило, следует воспринимать не буквально (так как подчас в новостях не было практически никакого содержания), а символически. Иными словами – важно было видеть подтекст и «читать между строк». Например, главная информация часто содержалась не в самой новости, а в том, что в ней отсутствовало (хотя по логике вещей должно было бы быть).  Безусловно, в наши времена тотального распространения интернета и социальных сетей ситуация существенно изменилась, но тем не менее унаследованный от прошлого опыт чтения между строк позволяет увидеть в некоторых новостях то, что официальные лица, их озвучивавшие, скорее всего, не предполагали говорить напрямую. Рассмотрим с этой точки зрения недавнее сообщение о создании в администрации президента рабочей группы по мониторингу правоприменения в сфере предпринимательства.

Стоит подчеркнуть, что на первые полосы в СМИ эта новость попала вскоре после начавшегося в Москве сноса десятков торговых павильонов (которые мэрия Москвы считает «незаконным самостроем», несмотря на наличие судебных решений, подтверждающих права собственности их владельцев), а также за два дня до ареста владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика, осуществленного по инициативе Следственного комитета. Причем в последнем случае против ареста возражала Генпрокуратура.

Оба события вызвали нервную реакцию в бизнес-сообществе.

И именно на этом фоне было анонсировано создание механизма решения конфликтов между силовыми ведомствами и бизнесом. Возглавил группу глава администрации президента Сергей Иванов, а в ее состав вошли руководители ведущих предпринимательских объединений (РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России», ТПП), представители МВД, Следственного комитета, ФСБ и Генпрокуратуры (в ранге заместителей их руководителей), а также два помощника президента – Андрей Белоусов (отвечающий за экономику) и Лариса Брычева (руководитель Государственного правового управления).

По словам главы президентской администрации Сергея Иванова, рабочая группа не будет рассматривать конкретные дела, ее деятельность будет нацелена в целом на облегчение условий функционирования честного и прозрачного бизнеса. Правда, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уточнил, что отдельные резонансные дела все же могут быть предметом обсуждения. Представители бизнес-ассоциаций более осторожны в своих оценках, но надеются, что хотя решения рабочей группы будут носить рекомендательный характер, их статус окажется весьма высоким с учетом того, что вопрос будет находиться на контроле у Кремля.

О чем же в итоге говорит эта новость? Первое, самое очевидное объяснение: власть обеспокоена состоянием дел в экономике (по официальному прогнозу Минэкономразвития, в 2016 году ожидается падение ВВП на 0,8%, сокращение промышленного производства на 0,4%, отток капитала в $50 млрд при цене на нефть $40 за баррель). Поэтому власть пытается помочь бизнесу через очередное «улучшение делового климата».

Однако вдумчивому читателю эта новость сообщает гораздо больше.

В частности, состав рабочей группы наглядно показывает, кто тут главный. Еще в 2007 году на вполне официальном совещании один замминистра экономического развития сказал любопытную фразу: «Мы все хорошо знаем, что у нас главные экономические ведомства – это не Минфин с Минэкономразвития, а МВД, ФСБ и прокуратура». Потом, правда, тот же замминистра добавил, что сказанное не означает, что в президентской администрации сделан выбор в пользу какой-то определенной модели отношений с бизнесом. Там готовы воспринимать самые разные идеи. Тем не менее сам факт создания рабочей группы во главе с Сергеем Ивановым лишь подтверждает, что за девять лет у нас мало что изменилось. Или точнее: то, что тогда было ясно для посвященных, сегодня стало очевидным для всех и президент Путин, по сути, признает это как данность.

Подтверждение сказанному – перечень тех, кто не вошел в состав рабочей группы.

Например, там нет представителей Верховного суда, который как раз и должен решать такие конфликты в соответствии с действующим законодательством (и именно так происходит во многих странах и на Западе и на Востоке). Там также нет представителей Госдумы и Совета Федерации – где, вообще-то, принимается то самое «действующее законодательство». Наконец, туда не попал уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, назначенный в 2012 году как раз для того, чтобы обеспечить защиту бизнеса от незаконного силового давления. Ну, а уж о министре экономического развития Алексее Улюкаеве и говорить не приходится.

На последнее утверждение можно, конечно, возразить, что в группе есть помощник президента по экономике Андрей Белоусов, который сам раньше был министром экономического развития. Но в данном случае он выступает как представитель администрации, что достаточно явно говорит о технической роли, которую сегодня выполняет экономический блок правительства. А тот факт, что в рабочую группу будут входить «специально назначенные замминистра» означает, что у руководителей соответствующих силовых ведомств по-прежнему будет возможность в рамках прямых контактов с президентом пересмотреть в свою пользу решения, принятые ранее рабочей группой.

Что же в сухом остатке? Власть публично признает, что произвол правоохранителей наносит ущерб экономическому развитию и что фактически силовые ведомства находятся над законом. Также признается, что предшествующие попытки изменить ситуацию (сначала поправки в УК и УПК, затем появление Уполномоченного по защите прав предпринимателей, действующего на основе специального закона) не дали желаемого результата: экономика не растет, инвестиции падают.

Что предлагается взамен? Решение возникающих проблем в «ручном режиме», в формате, когда правоохранительные органы по-прежнему остаются над законом: ведь конфликтные ситуации между силовиками и бизнесом теперь будет рассматривать глава администрации президента – органа, которого нет в Конституции, но который в реальности обладает гораздо большими полномочиями, чем законодательная или судебная ветви власти.

Чего можно ожидать от такого института?

Как совершенно справедливо отметила в своем комментарии Яна Яковлева, ключевые проблемы отношений бизнеса с силовиками не в содержании законодательства, а в практиках правоприменения, которые видны только на конкретных делах. В этом контексте, если деятельность рабочей группы с участием столь высокопоставленных чиновников приведет хотя бы к закрытию уголовного дела против Каменщика, это будет лучше, чем ничего. Однако принципиального изменения ситуации в отношениях между правоохранителями и бизнесом вряд ли стоит ожидать. Ведь принцип разрешения конфликтных ситуаций остается тот же — не по закону, а по понятиям. 

Поделиться
0
0
Загрузка...

Другие колонки автора

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Что для вас лично является одной из главных актуальных тем современности?
Проголосовало 10922 человека

Forbes сегодня

1 июля, пятница
Forbes 07/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.