Набойки и ключи — серьезный бизнес

Иван Просветов Forbes Contributor
Леонард Карлов фото Романа Шеломенцева для Forbes
Почему бывший партнер инвестфонда TPG Aurora Леонард Карлов занялся ремонтом обуви, заточкой ножей и изготовлением ключей

Чем логично заняться после восьми лет управления инвестициями в крупный бизнес? Леонард Карлов, бывший партнер фонда TPG Aurora, распоряжавшегося $350 млн, создал сеть мастерских по ремонту обуви и изготовлению ключей «Секундочку». Казалось бы, мелочь, нечем хвалиться. Но, судя по словам Карлова, мастерские — выгодное дело, пусть и несравнимое по масштабу с тем, чего он касался раньше. Как объясняет предприниматель, при выборе бизнеса внешние параметры надо отодвигать на второй план. Лучше взяться за что-то неяркое, если это позволяет занять свою нишу и обещает стабильный доход.

Мой нынешний бизнес начался с некролога, случайно прочитанного в английской газете весной 2005 года. Поминали Дональда Райана — основателя компании Mister Minit, сети мастерских по ремонту обуви и изготовлению ключей. Я поразился тому, что на этих услугах Райан построил международный бизнес с многомиллионными оборотами — 4000 мастерских более чем в 20 странах Европы и Азии. Прочитанная заметка была своего рода озарением — вот оно!

Уже тогда было понятно, что игры в капитализацию (когда компании росли как на дрожжах на заемные средства, не зарабатывая никакой прибыли, а потом продавались за миллиарды) подходят к концу. Если вкладываться, то только в проект, позволяющий руками трогать деньги с первого дня, работая на рынке, где рекламные расходы минимальны, так как покупатель сам идет к тебе за товаром первой необходимости. Идея мастерских впечатлила меня своей простотой и логичностью. Всего пара услуг и неограниченный спрос — менять ключи и набойки люди будут еще очень долго.

Заинтересовавшись Mister Minit, я обнаружил, что прибыльность такого бизнеса при условии создания сети мастерских сопоставима с торговлей алкоголем. Но алкогольный бизнес у нас зарегулирован до крайности, а тут достаточно нескольких разрешений. Для мастерской достаточно 15 квадратных метров. Самые серьезные инвестиции — в оборудование и обучение мастера. И, что важно, этот бизнес совершенно не гламурен! Он пока что не притягивает инвесторов, а значит, настоящей конкуренции здесь нет. Ниша, на самом деле, не пустовала. В Москве насчитывалось около 10 000 зарегистрированных ремонтов обуви, но среди них на одного владельца приходился в лучшем случае десяток. Для сетевого проекта это не конкуренция. Но на рынке уже появился представитель Mister Minit, задумавшей экспансию в Россию – компания «Минит Рус».

К концу 2005 года TPG Aurora вышел из своих последних проектов, но я уже знал, что делать дальше. Мой брат Борис, управляющий партнер Aurora Investment Group, тоже загорелся моей идеей. Сеть мастерских, для которых было выбрано название «Секундочку», мы решили создавать вместе. Первая из них открылась в апреле 2006 года. Спустя три года мы купили «Минит Рус». На тот момент у нее было 15 «точек», а у нас - порядка 150-ти.

Шишек пришлось набить немало. Достаточно быстро стало ясно, что все не так просто. Дональд Райан, конечно же, попал в знаменитый Зал славы Гарвардского университета не за идею сапожной мастерской. «Фишка» заключалась в концентрации нескольких услуг в определенной пропорции в одном месте (к ремонту обуви и изготовлению ключей мы добавили заточку ножей и ножниц и гравировку по металлу). Все делает один мастер. Операционные процедуры должны быть отточены до мелочей. Обучение и контроль за персоналом — критически важный элемент всей бизнес-модели. Нам пришлось создать собственное ПТУ, сейчас выпускающее по 30 мастеров в месяц.

Случалось, на деловых раутах я встречался с людьми, знавшими меня по TPG Aurora. Когда я говорил, чем занимаюсь теперь, все удивлялись: «А в чем фишка?» Но что любопытно: чем успешнее был мой собеседник (особенно если он создал большой бизнес и привык быстро считать и оценивать), тем скорее улавливал суть дела. Я рассказывал и замечал в глазах азарт: «Что, такой рынок никем не занят?» Кто-то даже предлагал вложить деньги. В минувшем году у «Секундочки» появилось два новых совладельца — известные бизнесмены, имена которых я раскрывать не вправе (могу лишь сказать, что один из них значится в рейтинге Forbes).

Специфика сервисного бизнеса — очень высокая для ритейла маржа при невысоких оборотах. Сейчас наша сеть объединяет свыше 200 мастерских — половина в Москве, половина в регионах. Ее выручка в прошлом году составила $20 млн, а EBITDA — $4 млн. За шесть лет мы инвестировали порядка $25 млн, но при этом EBITDA «Секундочки» удваивается каждый год.

Когда все процедуры налажены и машина работает без сбоев, основная задача — это масштабирование успеха. Но я не стремлюсь поскорее наделать как можно больше «Секундочек». Дональд Райан строил свою сеть 40 лет, прежде чем продать банку UBS за $1,5 млрд. Для нас пока важнее не количество точек, капитализация и IPO, а текущая рентабельность. Как известно, при наращивании темпа зачастую происходит потеря качества. Мы хотим найти оптимальный микс рентабельности и масштаба.

Если все будет идти так, как сейчас, то компания превратится в превосходный генератор кэша, ведь здесь не нужно, как в классической рознице, все время вкладывать выручку в товарооборот. Я знаком с английским миллиардером — собственником Mister Minit Europe (UBS по частям продал Mister Minit инвесторам из разных стран, сохранившим общий бренд). Он использует компанию как «дойную корову» для других своих проектов! Так что набойки и ключи — это серьезный бизнес.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться