К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кем быть: менеджером или предпринимателем

Кем быть: менеджером или предпринимателем
В чем разница между работой на себя и на компанию, объясняет президент группы компаний «Ланит» Георгий Генс

Президент и владелец группы компаний «Ланит» Георгий Генс в четыре года научился преферансу, наблюдая за тем, как играет его дедушка. Первые собственные деньги положил в карман в восьмом классе, когда помог своей учительнице написать электронную программу для Минрыбхоза. Проработав 12 лет в НИИ автоматизации управления, Генс создал кооператив сразу после появления в СССР соответствующего закона. Из этого кооператива и выросла «Ланит» — ныне одна из ведущих IT-компаний России с выручкой под 30 млрд рублей (№70 в рейтинге Forbes «200 крупнейших непубличных компаний»). Георгию Генсу мы предложили поговорить о том, почему одни люди хотят стать предпринимателям, а другие идут в наемные менеджеры.

У большинства владельцев небольших магазинов и ресторанчиков где-нибудь в Америке есть мечта. Они хотят, чтобы их дети закончили хороший колледж и пошли работать программистами, или юристами, или врачами. И не занимались той борьбой за выживание, что называется бизнесом.

Далеко не всегда предприниматели живут лучше и зарабатывают больше, чем наемные менеджеры. Чаще всего и хуже, и меньше, если говорить про малый и даже средний бизнес. Время от времени мы ведем переговоры о покупке компаний из своей отрасли, и вот что я заметил: если бы их совладельцы, они же управляющие, работали бы в «Ланит» менеджерами и занимались тем же самым делом, они получали бы больше, чем их текущая зарплата плюс чистая прибыль их фирм (которую они, как правило, не могут потратить на себя). Почему же тогда люди становятся предпринимателями и крутятся-вертятся?

 

Мы хорошо понимаем, что спорт и физкультура — совершенно разные вещи. Спорт всегда травматичен и отнимает жуткое количество времени и нервов. В физкультуре все наоборот. Но кто-то выбирает первое, а кто-то – второе. Моя дочь, например, стала спортсменкой. Я до сих пор думаю, чего ей не хватало? Может, все дело в желании соревноваться и выигрывать? Спорт и бизнес, как мне кажется, во многом похожи. Мой друг-дзюдоист, бывший чемпион Европы в тяжелом весе, говорил мне, куда в 1990-х ушли самые серьезные спортсмены – в бандиты,  политики и бизнесмены. Потому что они привыкли к риску, к неопределенности и необходимости поступаться личным ради достижения цели.

Я сам не собирался становиться бизнесменом, даже когда это разрешили. Я работал в НИИ автоматизации управления завотделом экспертных систем и искусственного интеллекта и считал, что дела идут вполне замечательно. Кооператив я создал не для того, чтобы заработать больше, а скорее из любопытства. У нас был хозрасчетный институт, мои проекты приносили много денег, и к началу 1990-х у меня лежало 35 000 рублей на сберкнижке. Я даже наполовину в шутку, наполовину всерьез думал: довести бы эту сумму до ста тысяч и жить на проценты (получалось бы 250 рублей в месяц — приличный доход по советским меркам).

 

Но вот какая штука — мне всегда хотелось самостоятельности. Каждый раз, когда я в детстве шел в школу, я решал для себя – дойду или нет (родители меня почти не контролировали). Когда думал, что будет скучно – прогуливал. Так же было и в МГУ, и в НИИ – правда, пока я не стал завлабом. Я любил работать и много работал, но там, где хотел и когда хотел. А зарабатывать я начал рано, с девятого класса школы и дальше в университете каждое лето чем-то занимался, куда-то ехал – рубить лес, что-то строить. Причем зачастую на этих «шабашках» был бригадиром. В НИИ я разрабатывал автоматизированные системы управления для строительства, здравоохранения, киноиндустрии — многих разных отраслей, и руководил довольно большим коллективом (одно время – более 120 человек в подчинении). Так что внутренне я был готов к тому, чтобы «вливаться» в бизнес.

Есть такая книжка — «Гении и аутсайдеры» Гладуэлла. Там изложена теория 10 000 часов. Примерно столько надо идти к тому, чтобы стать заметным специалистом в какой-либо сфере — хоть в бизнесе, хоть в хоккее. Чем раньше начнешь — тем лучше. Билл Гейтс стал «крутым» уже в 22 года, но он к этому времени наработал свои 10 000 часов. Нет такого опыта — бесполезно мечтать о достижениях. Если ты твердо настроен на создание своего бизнеса (или же карьеру в определенной области), нужно как можно интенсивней учиться и нарабатывать свои часы, причем браться буквально за все, что подворачивается под руку – будет и кругозор, и опыт.

Один из путей — работа наемного менеджера. Сначала решаешь какие-то задачи, делаешь проекты для кого-то, потом начинаешь делать это для себя. А дальше все взвешиваешь и решаешь, хочешь ли оставаться в бизнесе или нет. Есть масса примеров, когда менеджеры создавали свои компании, потом их продавали и оставались работать в этих же компаниях. Я знаю американца, который продал свою компанию Cisco за $180 млн и потом работал там вице-президентом. Ему очень нравилось – гораздо больший масштаб бизнеса.

 

У нас в «Ланите» был способный сотрудник – работал, потом ушел и создал с друзьями одну фирму. Она быстро разорилась, но парень не испугался, создал вторую фирму и довольно долго работал, в том числе и у нас на подряде. Недавно мы завершили слияние его и одной из своих компаний — он там теперь миноритарный акционер и генеральный директор. Как понять, успех это или нет? Мне кажется, что успех. Возможно, по-другому он и не стал бы директором компании, в которой работают под 200 человек и решаются более масштабные и интересные задачи, чем были у него в фирме.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+