Неуловимое ОСАГО: почему в России трудно купить полис через интернет - Мнения
$57.01
61.82
ММВБ2039.77
BRENT50.78
RTS1124.66
GOLD1255.23

Неуловимое ОСАГО: почему в России трудно купить полис через интернет

читайте также
+11 просмотров за суткиРемонт по ОСАГО: страховщикам разрешили не платить гражданам +5 просмотров за суткиТемная сторона: существует ли картельный сговор на страховом рынке +1 просмотров за суткиЧем опасно натуральное ОСАГО: ремонт, тарифы, подводные камни +1 просмотров за суткиКакие страховые компании чаще отказывают клиентам в выплате по ОСАГО и каско? Операция «Раздуть аппарат». ЦБ борется не с причинами, а со следствиями кризиса в ОСАГО Почему угольная промышленность устойчива к кризису Золотая жила российской оборонки: сохранит ли Москва индийский рынок вооружений «Волчий билет» для экспертов-техников в ОСАГО Кто выиграет гиперзвуковую гонку - Россия или США? Проблемы электронного ОСАГО и страховая экосистема Страхование 2.0: повторят ли крупные страховщики путь Kodak и Nokia? Страх Крыма: как «Согаз» зарабатывает на рисках Керченского моста Зачем Китаю украинская «Мечта» Вправе ли Еврокомиссия требовать от Apple доплаты налогов Что неладно с новой российской «большой приватизацией» "Сегодня самим страховщикам не выгодно платить мало" История одного падения: почему была поглощена Yahoo «Офшорная психология»: почему «Роснефти» разонравилось быть госкомпанией «Бедные» страховые компании и «убыточное» ОСАГО Дело «РусГидро»: кому аукнется суперпремия руководства

Неуловимое ОСАГО: почему в России трудно купить полис через интернет

Фото REUTERS / Robert Galbraith
Страховые компании более года саботируют онлайн-продажу полисов ОСАГО. Центробанк вмешиваться не спешит

Электронный полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) появился в июле 2015 года. Именно тогда вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, которые предоставили право автовладельцам самим выбирать – покупать бумажный полис ОСАГО или электронный.

Электронный полис был призван разрешить основную проблему миллионов автовладельцев с доступностью полисов ОСАГО. Оформление электронного полиса позволяет автовладельцу не приезжать в офис страховой компании, не контактировать с ее сотрудниками, навязывающими дополнительные услуги и нередко отказывающими в выдаче полиса ОСАГО неугодным клиентам или целым неугодным регионам России.

Однако, получив поддержку профессионального объединения (Российского союза автостраховщиков) и регулятора (Банка России), страховые компании лишили российских автовладельцев права электронного полиса ОСАГО. 

Слишком вольная и заинтересованная трактовка изменений в закон об ОСАГО дала страховым компаниям всего лишь право заключать договоры ОСАГО в электронной форме — хотя в законе это вменялось им в обязанность.

Автомобилисты надеялись увидеть, как с 1 июля 2015 года после вступления в силу поправок в закон об ОСАГО прекратятся затронувшие миллионы автомобилистов незаконные действия страховых компаний при выдаче полисов ОСАГО (незаконное навязывание дополнительных услуг, незаконные отказы в выдаче полисов и неприменение заработанных автомобилистами скидок за безаварийность). Наряду с этим автомобилисты могли рассчитывать, что с 1 июля 2015 года Банк России как регулятор страхового рынка будет выдавать предписания за невыполнение закона об ОСАГО всем тем страховщикам, которые не продают электронные полисы ОСАГО, и лишать их лицензий. Но этого не произошло. Вместо этого автомобилисты получили противоречащую закону схему работы с электронными полисами ОСАГО.

Но так или иначе, с опозданием на полтора года с 1 января 2017 года автовладельцы должны вернуть себе право, теперь уже не оспариваемое страховыми компаниями, РСА и Банком России, заключать электронные полисы ОСАГО без посещения офисов страховых компаний.

1 августа 2016 года Банк России даже опубликовал проект документа, который должен обеспечить бесперебойность и непрерывность функционирования сайтов страховщиков в части заключения договоров ОСАГО.

Но нетрудно спрогнозировать, что впереди автовладельцев ждет еще много фокусов страховых компаний, саботирующих применение электронного ОСАГО: невозможность оформить полис из определенных регионов России, непредоставление заслуженных скидок на ОСАГО, настоятельное требование посетить офис страховой компании с целью дооформить полис ОСАГО, навязывание дополнительных страховых услуг как бы уже включенных в цену полиса (так называемое negative option, когда услуга автоматически включается в стоимость и для отказа от этой дополнительной услуги автовладельцу придется где-то в глубоко скрытом месте сделать отмену – снять галочку). 

Что касается проверок бесперебойности и непрерывности работы сайтов страховщиков Банком России, то компании придумают сотни способов, как это обойти.

Самое незамысловатое – это фиксация IP-адресов, с которых будут осуществляться проверки Банком России. То есть для этих IP-адресов все будет работать как часы, а вот для остальных будет стоять заглушка «К сожалению, в настоящее время мы не можем оформить электронный полис ОСАГО. Рекомендуем обратиться в офис страховой компании». А если все работает, но страница у пользователя открывается пару минут – это назвать неработоспособностью сайта нельзя. Или пользователю предложат перед оформлением полиса ОСАГО посмотреть пятиминутный ролик. Скорее всего,  99% пользователей закроют такой сайт.

А ведь решение есть, только Банк России продолжает упорно клеить заплатки на из рук вон плохо работающую и фактически вышедшую из-под государственного контроля систему ОСАГО. Нужно предоставить право продажи электронных полисов ОСАГО агентам. Сейчас, благодаря усилиям страхового лобби, закон это запрещает.  Абсурд! Но выгодный страховым компаниям абсурд. Разные набирающие популярность онлайн агрегаторы и маркетплейсы умеют и бесперебойность обеспечить работы своих сайтов, и экономическую заинтересованность имеют продавать полисы. Чем больше продуктов на своих площадках они продадут, тем больше будет их вознаграждение.

А для того, чтобы страховщики не смогли повлиять на работу и этих агентов, Банк России может подумать о создании своего онлайн-агента ОСАГО, где клиент может выбрать абсолютно любую страховую компанию – обладателя лицензии на ОСАГО и купить у нее полис.