$59.55
63.05
ММВБ2197.61
BRENT55.57
RTS1162.81
GOLD1202.55

Нескорая помощь: как правительство может поддержать рубль

читайте также
Почему растет рубль: надежда на Трампа, приток капитала и цены на нефть Тренды и интриги наступившего 2017 года Время сберегать. Внимание к госбумагам и золоту 55 или 85: сколько будет стоить доллар в 2017 году? Признаки стабилизации: восстановление роста и крепкий рубль Новый курс: как события последних месяцев повлияют на рубль Сокращение во благо. Какие секторы экономики выиграют от снижения добычи нефти? ОПЕК договорилась: что будет с нефтью и рублем? Решение нефтяного картеля: есть ли возможность заработать? Отъезд вместо протеста: настроения российских студентов Перед поворотом: как гибнет старая мировая экономика Тщетные надежды. Может ли рубль стать одной из резервных валют Делай, что говорят: как в России появилось «потерянное поколение» топ-менеджеров Правительство давит на газ: к чему приведет рост налогов Что неладно с новой российской «большой приватизацией» Летняя аномалия: почему рубль не реагирует на нефть Информация по заказу: влияют ли бюджеты СМИ на их рейтинги? Рубль – горизонт стабильности «Сардины для торговли»: чем финансовая политика США грозит долларовым активам Ставка на ноль: как выживать в мире низких доходностей Эрдоган в гараже: чем грозит борьба с экономической тенью
Мнения #рубль 12.10.2015 04:21

Нескорая помощь: как правительство может поддержать рубль

Владимир Цупров Forbes Contributor
Fotolia/PhotoXPress.ru
В чем причины слабости национальной валюты и что с ней будет

Очевидно, что рубль зависит от нефти. Предсказывать рубль на один день, месяц — бессмысленное занятие. Однако в перспективе большое влияние на курс национальной валюты оказывает политика государства. В сегодняшних условиях единственный эффективный метод, который есть в распоряжении правительства, способный поддержать курса рубля на горизонте один–три года, — это сокращение дефицита бюджета. Реформа, модернизация экономики — это все сработает в долгосрочной перспективе, но, к сожалению, нет никаких признаков того, что этим кто-то реально озабочен. На Банк России рассчитывать не приходится — фундаментальные причины слабости рубля Центробанк самостоятельно «лечить» практически не способен.

Как правительство может помочь рублю?

Для начала идентифицируем фундаментальные причины слабости национальной валюты:

  • Бюджетный дефицит;
  • Рост денежной массы, ведущий к инфляции;
  • Рост зависимости доходов бюджета от «сырьевой ренты». Этот пункт можно раскрыть в целую диссертацию о причинах провала диверсификации российской экономики и низкой производительности труда;
  • Хронический отток капитала.

Что уже делает правительство, и какие меры, вероятно, будут приняты в будущем:

  • Сокращение расходов бюджета с целью уменьшения бюджетного дефицита;
  • Увеличение налоговой нагрузки (сейчас обсуждается изъятие 1 трлн рублей дополнительных налогов с экспортеров, что может покрыть до 40% прогнозируемого дефицита консолидированного бюджета);
  • Улучшение баланса платежей между бюджетом и госкомпаниями: меньше дотаций, больше дивидендов в бюджет;
  • Замедление темпов инфляции, уменьшение темпов роста денежной массы, индексация зарплат и пенсий существенно ниже уровня инфляции, контроль над сокращением издержек госкомпаний и монополистов;
  • Финансирование дефицита за счет внутреннего госдолга (пока госдолг находится на очень низком уровне, это оказывает положительное влияние на курс национальной валюты и не несет рисков зарождения финансовой паники).

Какие основные сценарии можно представить?

Оптимистичный. Условия: правительство идет на 

а) повышение пенсионного возраста, индексацию пенсий в 2016 году на уровне 4%, т. е. существенно ниже и прогнозируемого уровня инфляции, и уровня инфляции в 2015 году; 

б) умеренное повышение налоговой нагрузки на экспортеров (по нашим оценкам, собрать 1 трлн рублей дополнительных налогов невозможно без повышения НДПИ на нефть и газ, но от этого Правительство РФ уже отказалось);

в) сокращение других статей бюджета, сокращение дефицита бюджета до 0-1% от ВВП;

г) госкомпании также сокращают расходы, увеличивают выплаты дивидендов в бюджет; 

д) индексацию тарифов чуть выше нуля.

В этом случае темпы роста денежной массы существенно замедляются, нагрузка на резервные фонды минимальна, дефицит бюджета покрывается внутренними неинфляционными источниками. Растет реальная процентная ставка (дефицит рублей приводит к росту разрыва между номинальными ставками и инфляцией), внутренний спрос продолжает сокращаться, экономика под прессом, рубль незначительно номинально укрепляется, инвестиции в рублевые инструменты крайне выгодны и рентабельны. Инфляция будет рекордно низкой, возможно, даже на уровне ожиданий Центробанка (4-5%). Процентные ставки по ОФЗ и ставки по депозитам могут сложиться на уровне 8-10%. Если в этом сценарии начнут расти цены на нефть, то будущий отклик экономики на этот сценарий будет наиболее конструктивным и положительным. Однако главный риск данного сценария в том, что цены на нефть останутся на низком уровне (меньше 60 долларов США за баррель). В этом случае стоит прогнозировать, что правительство не сможет продолжать эту политику дальше, в предвыборный 2017 год соблазн напечатать деньги и раздать их электорату возобладает, и мы перейдем к развитию событий по другому пути.

В этом оптимистичном сценарии, если цены на нефть останутся на уровне $50 США за баррель, то курс рубля, вероятно, несколько лет будет стремиться к диапазону 60-70 рублей за доллар США, но если цены на нефть начнут восстанавливаться до уровня $65-70 за баррель, то реалистично будет увидеть рост курса рубля вплоть до 40-50 рублей за доллар США. Но Центробанк вряд ли пустит доллар ниже отметки 50, вновь начав пополнение золотовалютных резервов.

Главные риски: а) чрезмерное повышение налогов приведет к недоинвестированию в нефтяном секторе и через пять–десять лет приведет к падению уровня добычи и существенному падению доходов бюджета из-за растущей доли добычи на месторождениях с налоговыми льготами; б) на фоне падения темпов инфляции будет силен соблазн напечатать деньги.

Умеренный (наиболее вероятный). Условия: правительство не сможет существенно сократить дефицит бюджета, будут использованы все возможные источники финансирования расходов по принципу «отовсюду понемножку». В этом сценарии также не верится в возможность собрать дополнительно 1 трлн рублей с экспортеров, а поэтому дефицит бюджета останется значительным — около 2% ВВП.

Невнятная политика государства приведет к неуверенности рынков и сохранению волатильности. Рубль будет и дальше на 100% привязан к цене на нефть, при этом на длинных горизонтах дополнительно плавно девальвируясь по уровню инфляции. Инфляцию удастся «придушить» до однозначной цифры, процентные ставки сложатся на уровне около 10%. Инвестиции в рублевые активы целесообразны только на коротких интервалах, в моменты перепроданности нефти и рубля. 2018 год будет критическим годом, если не придет помощь с рынка нефти. Инфляционные ожидания не «задушили», резервные фонды исчерпали, и эмиссионное покрытие популистских социальных выплат вызовет новый виток девальвации и инфляции. Нечто похожее происходило в Белоруссии в преддверии выборов президента, состоявшихся в декабре 2010 года, и парламента в сентябре 2008 года.