Субсидии против беженцев: что европейские чиновники делают не так - Мнения
$58.95
68.61
ММВБ1932.65
BRENT48.98
RTS1032.83
GOLD1249.94

Субсидии против беженцев: что европейские чиновники делают не так

читайте также
+2 просмотров за суткиЗа длинным Хиршем: как позвать в российские вузы ученых из-за рубежа? +7 просмотров за суткиGirl Power: как стараниями одной девушки возник женский футбол в Афганистане +5 просмотров за суткиОтъезд вместо протеста: настроения российских студентов Перед поворотом: как гибнет старая мировая экономика Делай, что говорят: как в России появилось «потерянное поколение» топ-менеджеров Правительство давит на газ: к чему приведет рост налогов Что неладно с новой российской «большой приватизацией» Ставка на ноль: как выживать в мире низких доходностей Эрдоган в гараже: чем грозит борьба с экономической тенью Экономия судного дня: к чему приведет заморозка расходов бюджета Депортация счетов: хранить деньги в иностранных банках стало слишком хлопотно Эффективность спада: у России еще не исчерпаны возможности реализовать имперские амбиции Развитие рынка или риска: чем опасны тотальная расчистка и укрупнение банков Сколько не будет стоить нефть: чтобы спрогнозировать цену, надо решить нерешаемое уравнение Не готовы к обороне: почему России невыгодно воевать Ужасная цена госзаказа: как трагедия в Карелии обнажила недостатки российского законодательства «Воротнички» для Кремля: кому мешает высшее образование Политические галсы: в чем смысл колебаний в ужесточении и смягчении режима Сборная по околофутболу: какую Россию представляют хулиганы в Марселе Игра для одного: как научиться управлять собой в кризисной ситуации Призраки инфляционных ожиданий: что произойдет с инвестициями в условиях кризиса
Мнения #миграция 16.02.2016 05:31

Субсидии против беженцев: что европейские чиновники делают не так

Дамбиса Мойо Forbes Contributor
Фото AP / TASS
Чтобы предотвратить новые волны миграции, развитые страны должны изменить свою экономическую политику

Примерно 750 000 человек, прибывших в Европу морским путем в 2015 году, — лишь малая часть живущих сейчас в мире людей, перемещенных в результате войн или преследований. Их 60 млн — это наибольшее число за всю историю человечества. Европа уже переживала массовый приток мигрантов в начале 1990-х годов: около 700 000 беженцев прибыли в страны ЕС после распада Югославии. Но впервые в истории ЕС столкнулся с таким количеством переселенцев с других континентов прежде всего из таких стран, как Ливия, Сирия, Ирак и Афганистан.

Беженцы, которые высадились на берегах Европы в 2015 году, вряд ли последние. Но ответ ЕС на массовую миграцию не похож на долгосрочное решение, а это повышает вероятность новых подобных кризисов. Для начала Евросоюзу стоит разобраться со своей внутренней политикой, которая прямо поощряет миграцию из развивающихся стран.

Недальновидная реакция ЕС на массовую миграцию основана на представлении об экономике как об игре с нулевой суммой.

Европейские чиновники сосредоточены на разработке мер, способных принести быстрый результат, и не берут в расчет отдаленные последствия принимаемых решений. Вместо того чтобы попытаться предотвратить массовую миграцию, поощряя и поддерживая долгосрочное экономическое и политическое развитие бедных или охваченных междоусобицей стран, европейские политики предпочитают вмешиваться постфактум, обещая помощь вынужденным переселенцам. Но поскольку такой подход игнорирует коренные причины миграции, он вряд ли будет эффективным.

Желание поддерживать свои внутренние рынки приводит к пренебрежению экстерналиями — негативными политическими и экономическими последствиями, которые приводят к хаосу далеко за пределами Европы. Протекционистские многомиллиардные программы, такие как единая Сельскохозяйственная политика ЕС или фермерские субсидии в США, помогают своим производителям за счет развивающихся экономик. Эти недобросовестные торговые практики оказывают губительное воздействие на доходы и уровень жизни фермеров в Южной Америке, Африке и Азии, которые не могут конкурировать с производителями из развитых стран.

В последнее время денежно-кредитная политика развитых экономик, в частности США, способствовала резкому ослаблению валют развивающихся стран.

В 2013 году «истерика» рынков из-за ожидаемого сворачивания программы количественного смягчения ФРС и возможного повышения процентных ставок привела к заметному оттоку капитала из развивающихся стран. По данным Института международных финансов, в 2015 году с развивающихся рынков ушло $548 млрд, это крупнейший отток с 1988 года. В результате резко сократилось предложение капитала для столь необходимых инвестиций в инфраструктуру и промышленность. Это привело к замедлению роста в развивающихся странах, где проживает более 80% мирового населения.

Зашоренные политики своими действиями закрепляют устройство мира, которое папа римский Франциск назвал «глобализацией равнодушия». Политики оцениваются по их умению обеспечить льготные условия для своей экономики, мало кто думает о том, каковы будут последствия такого курса для других стран. Идеалы глобализации, предполагающие свободные трансграничные связи, заменяются принципом «каждая нация сама за себя».

Долгосрочное решение европейского миграционного кризиса должно учитывать влияние политики развитых стран на остальной мир, особенно на экономическую и политическую стабильность в странах, откуда прибывают мигранты. Чиновники должны думать о последствиях своей политики, о том, как в конечном итоге повлияют на их страны новые потоки массовой миграции.

Текущие глобальные условия сулят суровые испытания для следующей волны мигрантов. МВФ и ОЭСР снова понижают прогнозы глобального экономического роста, а по данным компании EIU (Economist Intelligence Unit), почти половина мировых экономик находится в состоянии «высокой» или «очень высокой» политической и социальной напряженности. Это бомба замедленного действия. И это главная проблема, которую должны решить мировые лидеры, не дожидаясь, пока разразится очередной кризис.

© Project Syndicate