К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

О чем не пишут в России: как Groupon и Zynga провалились на бирже

    О чем не пишут в России: как Groupon и Zynga провалились на бирже
    Обзор мировой прессы: почему интернет-компании провалились на бирже в 2012 году, зачем французская Hermès идет в Китай и как концерн Bayer вернул глобальное лидерство с помощью аспирина

    Groupon и Zynga: пузырь лопнул

    Американский Forbes в понедельник определил компании, чьи акции по итогам года продемонстрировали наиболее стремительное падение на бирже, – Groupon и Zynga. Оба технологических гиганта провели IPO в конце 2011 года. Ажиотаж, сопровождавший размещения одних из самых перспективных проектов последних лет, многие эксперты уже тогда называли признаком нового пузыря на интернет-рынке. Купонный сервис в итоге привлек $700 млн и получил оценку в $13 млрд, разработчик игр – $1 млрд и $9 млрд соответственно. Оба IPO стали своеобразной подготовкой инвесторов к встрече Facebook. С выходом на биржу социальной сети новое поколение интернет-компаний должно было окончательно утвердиться в статусе одной из самых перспективных отраслей с большим потенциалом. «Нашей целью было привлечение миллиарда долларов», – признавался в начале этого года гендиректор Zynga Марк Пинкус. По его мнению, компания должна была понравиться долгосрочным инвесторам, готовым вкладывать в проект серьезные средства.

    Однако сами инвесторы энтузиазм Пинкуса разделяли вряд ли. В конечном итоге им было выгоднее вложиться в любую другую американскую компанию, чем в игровой сервис. В 2012 году акции Zynga и Groupon обвалились на 74% и 74,4% соответственно. Это худший результат среди компаний с капитализацией свыше $1 млрд. Сколь бы успешны они ни были в оставшиеся до конца года три месяца, 2012 год запомнится как год несбывшихся надежд интернет-индустрии.

    Впрочем, посыпать голову пеплом ни самим гигантам Кремниевой долины, ни вкладывавшимся в них венчурным инвесторам не стоит. Чрезмерный ажиотаж вокруг тех же Groupon и Zynga раздули биржевые спекулянты, а не профильные игроки. Марк Цукерберг недавно констатировал, что, несмотря на разочаровывающую динамику котировок Facebook, сама социальная сеть остается прежней, следует прежней миссии и не собирается меняться из-за неудач на бирже. Инвестор Марк Андриссен сформировал вот уже третий фонд для вложений в интернет объемом $1,5 млрд. Пинкус, равно как и его коллега из Groupon Эрик Лефковски, тоже не являются главными виновниками провала. «Котировки интернет-компаний действительно отличаются высокой волатильностью в последнее время. Инвесторам интересны  причины такой динамики, но я не эксперт в этом вопросе и вряд ли смогу ответить на их вопрос», – констатировал Лефковски в интервью CNBC.

     

    Китайский люкс: тренд на сокращение

    Пока некоторые люксовые бренды предупреждают инвесторов о рисках замедления экономического роста в Китае, французская Hermès International SCA решилась пойти против тенденции и выпустила оптимистичный прогноз. Компания планирует постепенно отвоевывать все большую долю рынка у конкурентов, пишет The Wall Street Journal. По словам главы Hermès Патрика Томаса, производитель в ближайшие пять лет инвестирует «десятки миллионов евро» в развитие бутикового бренда Shang Xia в Поднебесной.

    Количество магазинов компании в азиатской стране вырастет с нынешних 17 до 25. «Мы не собираемся, в отличие от остальных, наращивать число точек продаж. В этом случае вы всегда рискуете показаться банальным», — подчеркнул Томас. Магазины Shang Xia продают одежду, ювелирные украшения и мебель по ценам до $99 000. На этой неделе сеть пополнится еще одной площадкой в Пекине, а в следующем году — в Париже, излюбленном месте путешествий состоятельных китайских туристов.

     

    Многие конкуренты Hermès в последние месяцы действительно выразили опасения в связи с перспективами китайского рынка из-за ухудшения макроэкономических прогнозов по КНР. Так, имеющая 60 магазинов в стране британская Burberry Group в сентябре объявила о снижении объема продаж и прибыли на фоне падающего спроса. Крупнейший мировой производитель бриллиантов De Beers также констатировал, что с темпы увеличения спроса на продукцию компании уменьшились с 20% в 2011 году до 10% в 2012-м. Прогнозные показатели по итогам годы сократил и немецкий автогигант Daimler AG. По мнению аналитика CLSA Asia-Pacific Markets Аарона Фишера, подобный тренд был неизбежен, учитывая, насколько стремительно рос рынок люксовых товаров в Китае в последние годы. Замедление — естественная стадия развития сегмента, убежден эксперт.

    Hermès купила контрольный пакет акций сети Shang Xia в 2008 году. Эти магазины рассчитаны на потребителей, готовых, к примеру, выложить до $45 000 за фарфоровый чайный сервиз с позолотой. Под своим основным брендом французская компания открыла в Китае пока всего три точки продаж. В Hermès полагают, что уйти от тенденции на сужение бизнеса можно через отказ от чрезмерной привязки к брендам, вроде безумно популярных в КНР сумок Birkin. «Местные потребители хотят качества, а не просто бренд», — объясняет Томас.

    Аспирин: победа в войне за рынок

    Рынок обезболивающих в США оценивается сегодня в гигантскую сумму $2 млрд. При этом внушительную долю этого сегмента сохраняет за собой аспирин. Несмотря на то, что эффективность лекарства как анальгетика в последние годы была поставлена под сомнение, репутация медикамента позволяет ему оставаться лидером рынка, пишет издание The Slate. Крупнейший производитель аспирина, немецкий концерн Bayer провел ребрендинг продукта в Wonder Drug (чудесное лекарство) и стабильно наращивает прибыль от спроса на рынках развитых стран. Новая жизнь лекарства помогла компании справиться с трудностями периода глобального кризиса.

     

    Bayer является обладателем международных патентов на аспирин, поэтому может контролировать продажи по всему миру. Недействительными патенты признаны лишь в Британии и Австралии, еще в период Первой мировой войны. Тогда же в Соединенном Королевстве был запрещен один из ключевых ингредиентов лекарства фенол. Bayer оказался на грани банкротства. Замену фенолу компания пыталась найти в американской химической индустрии. Когда это стало известно общественности, репутация производителя в США была разрушена. Вскоре Белый дом аннулировал патенты и торговые марки Bayer на территории страны и создал собственного производителя аспирина, которым до 1994 года владел холдинг Sterling Products.

    Немецкая сеть выжила благодаря покупке корпорацией IG Farben в 1925 году. После того, как многие руководители IG были осуждены за военные преступления после Второй мировой войны, корпорация была реорганизована. Во время боевых действий на ее предприятиях производился пестицид «Циклон Б», в том числе использовавшийся для убийств в концлагерях.

    Bayer AG  вновь стал самостоятельным, но добиться рыночного успеха у компании долгое время не получалось. В это время появились новые лидеры среди анальгетиков — ацетаминофен и ибупрофен, и, пережив две войны, бренд «аспирин» погибал в условиях свободного рынка. Спасло его маленькое чудо: в конце 1960-х два британских исследователя Джон О'Брайен и Питер Элвуд обнаружили работы Джона Уэйна и Харви Вайса об эффективности аспирина при профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы. Серия экспериментов подтвердила: лекарство рекомендуется к приему для лиц, перенесших инфаркт.

    Для Bayer была открыта новая ниша. С 1980-х компания последовательно увеличивала объем продаж лекарства, примерно на 6% в год. В 1994 году немецкий концерн выкупил у Sterling свои американские активы за $1 млрд, спустя почти век вновь объединив компанию. В 2011 году прибыль Bayer выросла вдвое, до $3,3 млрд. Для компании, несколько раз в своей истории оказывавшейся на грани исчезновения, это более чем впечатляющий камбэк, констатирует издание.

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости