АвтоВАЗ потерял 7000 машин на 1,5 млрд рублей
МОСКВА (Рейтер) - АвтоВАЗ официально сообщил о недостаче автомобилей в своей дилерской сети, которую выявила внутренняя проверка - с начала года завод недосчитался 6895 автомобилей. Общее количество недостающих автомобилей составляет 7459 штук, сообщила компания, но "по 564 машинам можно вести речь лишь о нарушениях сроков оплаты шестью предприятиями, так как деньги от них поступили на АвтоВАЗ совсем недавно", - говорится в сообщении. Еще в начале года АвтоВАЗ потерял 5094 автомобиля - эту недостачу выявила проверка в сети салонов бывшего крупнейшего дилера АвтоВАЗа - обанкротившейся московской компании Элекс-Полюс. То есть с тех пор АвтоВАЗ недосчитался еще 2365 Lada. При этом автоконцерн сообщил, что проверка еще не закончена - она будет проходить до конца ноября, а в декабре компания сообщит окончательный результат. АвтоВАЗ в 2009 году планирует продать 407954 машины (с учетом машинокомплектов, выпускаемых для сборки на других заводах), то есть недостача составляет 1,7 процента от ожидаемого объема продаж. Недостача усугубляет положение АвтоВАЗа, и без того страдающего от недостатка оборотных средств и выплачивающего высокие проценты по кредитам. По оценке гендиректора агентства Автостат Сергея Целикова, потери АвтоВАЗа от пропажи 7000 машин могут составить 1,4-1,5 миллиарда рублей. Это 1,6 процента от запланированной на 2009 году выручки и почти 6 процентов от полученных из госбюджета в виде займа от Ростехнологий 25 миллиардов рублей. "Отсутствие машин зафиксировано примерно на 10 предприятиях, что не дает повода делать выводы о неуправляемости всей сервисно-сбытовой сети АвтоВАЗа, которая насчитывает около 440 дилерских центров", - говорится в сообщении автоконцерна. Но эксперты с этим выводом не согласны. "Вполне возможно, что это только верхушка айсберга, и если недостачи обнаружены в 10 компаниях, то они могут быть и в оставшихся 430", - говорит аналитик ИК "Атон" Михаил Пак. - Если система выходит из под контроля, то можно ожидать крупных проблем". По мнению Целикова, недостача образовалась как раз из-за ослабления контроля над сбытом. "АвтоВАЗ так и не сформировал систему сбыта, работающую по четким правилам", - говорит Целиков. "Фактически АвтоВАЗ оплачивал из своего кармана неэффективную работу дилеров", - считает эксперт. Например, деньги от продажи автомобилей могли приходить на арестованные счета дилеров и сразу списываться в счет погашения долга, или же тратиться на оплату текущих потребностей компаний, говорит он. АвтоВАЗ декларирует систему оплаты автомобилей по факту, когда паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобиль дилер может получить только после оплаты, но фактически она не работает, или работает только в некоторых случаях, говорит Целиков. "Главное сейчас - не закрывать глаза на проблему и начать работать", - заключает Пак. (Глеб Столяров. Редактор Мария Плис)