К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

О чем не пишут в России: сможет ли IKEA сохранить корпоративную культуру?

    О чем не пишут в России: сможет ли IKEA сохранить корпоративную культуру?
    Обзор мировой прессы: какие последствия бурное развитие IKEA может иметь для ритейлера, как сооснователь Microsoft стал сверхуспешным девелопером и зачем Facebook меняется менеджерами с Zynga

    IKEA: принципы против бизнеса

    Шведскому ритейлеру IKEA приходится все сложнее балансировать между интенсивным ростом бизнеса и уникальной корпоративной культурой, пишет в колонке для Financial Times журналист Ричард Милн.

    Компания славится традициями, поощряющими дух единой команды и проявление индивидуальности. Например, на открытии нового магазина в шведском городе Алмхулт всем 240 сотрудникам раздали ингредиенты для сэндвича, но «собрать» бутерброд каждый работник был волен по собственному усмотрению. Скромную церемонию личным участием почтил сам 86-летний Ингвар Кампрад. 60 лет назад он основал IKEA именно в Алмхулте, население которого составляет всего 9000 человек. На встрече с легендарным бизнесменом один из его подчиненных передал общее настроение: «Мы горды осознавать, что кое-что настолько большое началось с такого маленького городка».

    Церемония прошла без изысков, а первых посетителей не просто встретили аплодисментами сотрудники магазина, но и удостоили чести быть заключенными в символические объятия самого Кампрада. Так IKEA вернулась домой.

     

    История ритейлера, ведущая отсчет с 1943 года, богата на события, но компания всегда умудрялась сохранять репутацию домашней, уютной, семейной фирмы, вышедшей из маленького шведского городка. «Алмхулт по сути сердце и душа IKEA. Здесь все началось», — соглашается нынешний глава IKEA Микаэль Олссон.

    Сегодня компания, являющаяся одним из самых удивительных примеров бизнес-успеха, остается семейным активом Кампрадов, но решает глобальную задачу превращения в крупнейшего мебельного ритейлера в мире. Для этого IKEA предстоит на 50% увеличить количество магазинов до конца текущего десятилетия (с 338 до 500), попутно удвоив объем продаж (до €54 млрд) и число покупателей.

     

    Столь амбициозные планы транснациональной экспансии ставят под угрозу корпоративную культуру — в таких странах, как Китай или Доминиканская Республика, где уже работает компания, населению трудно передать дух шведского городка и навязать унифицированную атмосферу буржуазного скандинавского уюта. Мешают и неизбежные при гигантских масштабах бизнеса коррупционные (в России — дача взяток местным чиновникам), религиозные (в Саудовской Аравии — вымарывание женских образов из рекламных каталогов) и административные (во Франции — незаконная слежка за сотрудниками и покупателями) скандалы.

    «Есть основания опасаться за культуру IKEA. Это фундамент компании, поэтому надеюсь, что его удастся сохранить», — говорит бывший высокопоставленный менеджер ритейлера Стин Кантер. Проработав в IKEA более 20 лет, сегодня экс-управляющий не чувствует в зарубежных магазинах корпоративного «духа». «Боюсь, IKEA превращается в очередную обезличенную корпорацию», — констатирует он.

    Правила, по которым Кампрад построил свою бизнес-империю, уже давно вошли в учебники по менеджменту. Еще в школьные годы он начал самостоятельно заниматься доставкой необходимых товаров фермерам. Позднее молодой предприниматель взялся за почтовые доставки мелких предметов вроде ручек и часов, пока не открыл в Алмхулте свой первый магазин. При этом на протяжении всего времени Кампрад оставался образцом скромности и преданности своему делу, полностью игнорируя свойственную предпринимателям визуальную демонстрацию успеха. Его фигура обросла легендами, слухами и сплетнями, в правдивости которых сегодня уже трудно разобраться. Зато бережливость основателя компании точно находит подтверждение в постоянном стремлении IKEA снизить конечную цену товара для потребителя.

     

    Некоторые скептики упрекают Кампрада за диктаторские замашки: культ его управленческого стиля в компании настолько укоренился, что каждый топ-менеджер воспитывается в строгом соответствии с идеологией основателя сети. Слепая преданность единым принципам не всегда идет на пользу IKEA: эксперты MIT Sloan Management Review, к примеру, обращали внимание на то, что пресловутые «традиции» нередко ставятся в корпоративных отношениях выше профессиональных навыков. В компании настаивают, что такая расстановка акцентов позволяет избегать излишней бюрократии и централизации и формировать горизонтальные связи между сотрудниками.

    Любая свобода в IKEA ограничена строгими рамками. Например, менеджеры могут использовать в оформлении магазинов исключительно те товары, что есть в наличии на данный момент. В то же время имеющийся ассортимент они могут использовать по собственному усмотрению. В дизайне продуктов IKEA выделяет три категории: универсальные вещи для глобальных продаж, те же вещи с колоритными деталями для местного рынка (это может, к примеру, быть особый оттенок дерева) и вещи, специально разработанные для отдельных стран. Формат моллов  IKEA  копирует по всеми миру — это помогает экономить на логистике.

    Случалось, что «страновые» риски компания не учитывала. Например, в США в 1980-1990-х годах развитие бизнеса тормозилось из-за нюансов вроде слишком узких для местных потребителей кухонных гарнитуров и непривычно маленьких стаканов. Но IKEA умеет учиться на своих ошибках. В той же Америке компания со временем внедрила принципиально заточенный под здешний рынок товарный ряд.

    Олссон настаивает: проблемы роста неизбежны, но не фатальны. «Наша корпоративная культура долгое время оставалась драйвером развития. Это внутренняя сила IKEA, это один из самых ценных активов компании. И мы по-прежнему против всяких привилегий и иерархий. Надо просто понимать, что со штатом в 150 000 человек нельзя не делать исключений», — объясняет глава ритейлера.

    Пол Аллен: девелоперская жилка

    В начале 1990-х годов один из основателей Microsoft  Пол Аллен предпочитал активно инвестировать в сектор технологий. Но The Wall Street Journal обнаружила как минимум одно вложение бизнесмена в другую отрасль, которое принесло ему огромную прибыль.

     

    Речь о выданном Алленом кредите в $20 млн под проект строительства гигантского парка в Сиэтле. Многие инвестиции партнера Билла Гейтса сгорели во время краха «бума доткомов», но только не эта.

    Причем благодарить предприниматель может Amazon — за бесконечный аппетит электронного ритейлера к новым офисным пространствам. Недавно компания Джеффа Безоса приобрела у фирмы Аллена Vulcan комплекс площадью 1,8 млн квадратных футов за $1,16 млрд. Это одна из крупнейших сделок с недвижимостью в истории Сиэтла.

    Совокупный портфель земельных активов Vulcan достигает 5 млн кв. футов. Офисы в зданиях, построенных девелопером, арендуют Skanska, USA Building и другие крупные компании.

    Facebook и Zynga: коллеги по неудачам

    О том, насколько важны друг для друга социальная сеть Facebook и разработчик игр Zynga, написано уже немало аналитических статей. Накануне компании в очередной раз подтвердили прочные корпоративные узы, продемонстрировав примерно одинаковый подход к набору топ-менеджеров. Во вторник стало известно, что финансовый директор Zynga Дэвид Вэнер перешел на аналогичную позицию в Facebook, сообщает Forbes.

     

    Глава игрового гиганта Марк Пинкус в блоге уточнил, что полномочия покинувшего компанию менеджера отныне вновь будет исполнять Марк Вранеш. Именно с именем Вранеша связан наиболее успешный период развития Zynga в 2008-2010 годах, когда он занимался финансами разработчика FarmVille. Поступательное наращивание объемов бизнеса и интереса со стороны инвесторов закономерно привело Zynga к прошлогоднему IPO, после которого и начались проблемы.

    За год вера акционеров Zynga в компанию серьезно пошатнулась: котировки бумаг обрушились на 80%, став символом лопнувшего пузыря социальных медиа, не оправдавших надежд по росту финпоказателей. Два других неудачных размещения провели купонный гигант Groupon и та же Facebook. Что означает обмен менеджерами в случае компаний, символизирующих рыночный провал по итогам прошлого года, станет понятно со временем. Пока акции Zynga на кадровые перемены отреагировали позитивно, прибавив на вчерашних торгах 0,5%.

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+