К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Закон о торговле принят в третьем чтении


    МОСКВА, 18 декабря — РИА Новости. Госдума приняла на заседании в пятницу в третьем окончательном чтении закон о государственном регулировании торговли.
    В первом чтении законопроект о торговле был принят 11 сентября, во втором — 16 декабря. Срок вступления закона в силу — 1 февраля 2010 года.
    Закон направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей, а также содержит довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования.
    За законопроект проголосовало 348 депутатов, против — 52.
    Документ обязывает ритейлеров раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщика продовольственных товаров в интернете. Договоры поставок товаров и договор об оказании дополнительных услуг должны будут стать отдельными документами. Также ритейлеры и поставщики не имеют права навязывать друг другу условия договоров, создавать дискриминационные условия работы.
    В документе уделяется большое внимание регулированию продовольственного рынка. Закон содержит ряд норм, вызывающих со стороны профессионального сообщества розничных компаний резкую критику. В частности, закон запрещает торговым сетям с 25-процентной долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины в регионе; ограничивает размер премии за объем 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Не допускается выплата скидки за объем при приобретении тех социально значимых продовольственных товаров, перечень которых установит правительство, а также включение в цену договора поставки всех остальных бонусов. Устанавливаются предельные сроки оплаты продовольственных товаров в зависимости от сроков их хранения — 10, 30 и 45 дней соответственно. Условия договоров поставки продтоваров, заключенных до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней. Как отметил спикер палаты Борис Грызлов, законопроект изменит распределение прибыли между производителями, предприятиями пищевой промышленности, а также оптовыми и розничными сетями, устранив существующие перекосы в пользу торговых сетей.
    Ритейлеры неоднократно, по мере наполнения законопроекта новыми поправками, выражали свою тревогу по поводу предстоящего государственного регулирования отрасли. После того как закон все-таки приняли во втором чтении, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) отметила, что не исключает риска повышения цен, резкого сужения ассортимента продовольственных товаров в России.
    Закон содержит статью, наделяющую правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на срок не более чем 90 дней, если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на них составит 30% и более.
    Закон запрещает органам местной власти устанавливать на товарном рынке внутренние, отличающиеся от федеральных правила торговли. Также местная власть не сможет принуждать ритейлеров и поставщиков к повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками и наоборот, кроме того, запрещается ограничивать свободное перемещение товаров между локальными рынками.
    Также закон обязывает арендодателей нестационарных торговых объектов предоставлять малому и среднему бизнесу 60% площадей.
    По словам помощника президента РФ Аркадия Дворковича, Совет Федерации рассмотрит документ в двадцатых числах декабря. По его словам, ожидается, что президент РФ Дмитрий Медведев подпишет закон до конца года.


    ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
    Председатель профильного комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров считает самой главной составляющей нового закона «мощную систему антимонопольного регулирования по всей цепочке».
    «Это принципиальная государственная позиция превентивного характера. Мы должны законом заранее определить порог доминирования и не дать предпринимателям переступить эти законодательные рамки», — сказал он.
    Он отметил, что принципы, прописанные в законе, — это принципы свободной конкуренции, необходимые для развития и регулирования цен. Закон, по его словам, не предполагает прямого регулирования цен и наценок, поскольку это невозможно осуществить на практике и противоречит принципам рыночной экономики.
    Руководитель Рабочей группы по подготовке законопроекта, заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко отметил в свою очередь, что принятый закон устанавливает барьеры для применения разнообразных негативных практик во взаимоотношениях между торговлей и поставщиками.
    «Бонусы за «доступ к полкам», навязывание услуг по маркетингу и рекламе, требование об эксклюзивности договора, требование о предоставлении информации обо всех договорах с другими торговыми предприятиями, плата за изменение ассортимента товара, занижение цены и т. д. — все это должно уйти в прошлое», — сказал он.

    Подробнее см. материал «Что принесет рынку закон о торговле».

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости