Россия и Польша разошлись в версиях катастрофы Ту-154 Качиньского
Российские и польские эксперты разошлись во мнениях об основных причинах катастрофы Ту-154 Леха Качиньского под Смоленском, сообщает газета «Коммерсантъ». Расследование крушения лайнера 10 апреля продолжается, однако предварительные итоги представители Межгосударственного авиационного комитета подвели еще накануне.
Как выяснилось, в кабине пилотов самолета незадолго до падения находились посторонние лица. Источники, близкие к следствию, рассказали, что голоса «чужаков», идентифицированные после анализа бортовых самописцев, вероятно, принадлежали командующему ВВС Польши Анджею Бласику и главе диппротокола МИД страны Мариушу Казане. Теоретически оба могли оказывать давление на летчиков, убеждая тех в необходимости приземляться, невзирая на плохую погоду и предупреждения диспетчера. Впрочем, подтверждения подобной версии пока не последовало, а польская сторона и вовсе не рассматривает эти подозрения всерьез: слишком нечетко слышны голоса, а это значит, что Бласик и Казана могли находиться и вне кабины.
По мнению российских экспертов, более вероятной выглядит версия об ошибке пилотов. Те, считают следователи, были слишком неопытны для управления воздушным судном в столь непростых метеоусловиях. Так, штурман Ту-154 к моменту трагедии налетал в своей должности все 30 часов, а второй пилот — 160 часов, что также не слишком убедительный результат для квалифицированного летчика.
Экипаж пытался как можно скорее вывести Ту-154 из тумана. В итоге самолету была задана слишком быстрая скорость снижения — 8 м/с. Затем штурман, считает российская сторона, ошибочно принял расположенный недалеко от взлетно-посадочной полосы лог за ВПП. Когда за логом пилоты рассмотрели холм, момент для набора нужной высоты был уже упущен. Самолет задел крылом верхушки деревьев и развалился на части.
Согласно польской версии, к трагическим последствиям привели, прежде всего, не ошибки в пилотировании, а запоздалая команда диспетчера. Последний якобы пытался вывести Ту-154 из пикирования, требуя немедленно перейти в горизонтальный полет.
Напомним, в катастрофе 10 апреля погибли 96 человек. Высокопоставленная польская делегация, возглавляемая президентом Качиньским, направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях, приуроченных к годовщине расстрела нескольких тысяч польских военнопленных сотрудниками НКВД.