«Создается еще одна неэффективная госмонополия» | Forbes.ru
$58.9
69.49
ММВБ2148.6
BRENT64.69
RTS1144.35
GOLD1246.59

«Создается еще одна неэффективная госмонополия»

читайте также
+22 просмотров за суткиЕвтушенков назвал акцией устрашения новый иск «Роснефти» на 131 млрд рублей +844 просмотров за сутки«Простите меня, люди»: Улюкаев выступил в суде с последним словом +7 просмотров за суткиПрокурор попросил приговорить Улюкаева к 10 годам строгого режима +33 просмотров за сутки22 кг долларов: в суде взвесили сумку с $2 млн, которую Сечин передал Улюкаеву +35 просмотров за суткиУлюкаев против Сечина. Экс-министр дал показания в суде +41 просмотров за сутки«Балаган вокруг процесса»: Леонтьев назвал вбросом протоколы допросов Сечина по делу Улюкаева +36 просмотров за суткиМиллиардер Илон Маск на спор установил в Австралии крупнейшую в мире батарею +3 просмотров за суткиНапряженный график. Сечин не явится в суд над Улюкаевым до конца года +5 просмотров за суткиВ Сибири с Медведевым: Сечин в третий раз пропустит суд над Улюкаевым +30 просмотров за суткиПравительству до лампочки: Медведев утвердил новые требования к осветительным приборам Свидетель в командировке. Сечин вновь не пришел в суд над Улюкаевым +17 просмотров за суткиНеуловимый Сечин: глава «Роснефти» не явился в суд по делу Улюкаева +4 просмотров за суткиСвидетель обвинения. Суд вызовет Сечина на процесс по делу Улюкаева +4 просмотров за суткиАналитика или политический ход: что стоит за отчетом Сбербанка о «Роснефти» +9 просмотров за суткиInternet of Energy: как распределенная энергетика повлияет на безопасность, цены на электричество и экологию +9 просмотров за суткиДело было в гаражах. Улюкаев взял сумку с $2 млн «Роснефти» из-под заснеженной елки +2 просмотров за суткиНумизмат и обеспеченный человек. Улюкаев хранил в сейфе слитки золота, часы Patek Philippe и план продажи акций «Башнефти» В интересах экономики. «Роснефть» предложила помощь «Системе» с организацией кредита +1 просмотров за сутки«Неча на зеркало пенять»: Улюкаев ответил Сечину эпиграфом к гоголевскому «Ревизору» «Роснефть» течет на Восток. Китайская CEFC выкупает 14,2% акций у консорциума QIA и Glencore за $9,1 млрд Гремучая смесь в деле ExxonMobil: $640 млн налогов, санкции и новый проект с «Роснефтью»
Новости #ФСК ЕЭС 14.05.2012 15:00

«Создается еще одна неэффективная госмонополия»

Алексей Петяев Forbes Contributor
фото Foto SA / Corbis
Игорь Сечин озвучил план объединить две крупнейшие структуры — холдинг МРСК и ФСК ЕЭС. Увеличивать тарифы на электричество новой структуре будет легче, других результатов не видно: комментарий эксперта

Холдинг МРСК и Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) могут быть объединены в одну национальную сетевую компанию, сообщил в понедельник и. о. вице-премьера РФ Игорь Сечин.

«Корпоративные решения, корпоративная структура будут обсуждаться, но на этом этапе в целях сохранения работы и обеспечения энергобезопасности компании МРСК совместно с ФСК будут работать в рамках нынешних структур с выходом на единую национальную сетевую компанию», — цитирует чиновника РИА Новости.

Сроки завершения слияния пока обсуждать преждевременно: «надо смотреть корпоративные процедуры, корпоративное законодательство», добавил Сечин. И. о. зампреда правительства подчеркнул, что у единой национальной сетевой компании «хорошие перспективы» развития в будущем.

Полномочия единоличного исполнительного органа МРСК планируется передать ФСК. Сейчас холдинг возглавляет гендиректор Николай Швец.

Холдинг МРСК управляет большей частью распределительного сетевого комплекса РФ и контролируется государством. 97 филиалов компании расположены на территории 69 регионов. Общая протяженность его сетей превышает 2,1 млн км.

ФСК владеет и управляет электросетевыми объектами Единой национальной электросети. Контролирующим акционером компании также выступает государство. Объекты ФСК находятся в 73 регионах. Компания эксплуатирует 121 000 км линий электропередачи и около 800 подстанцией общей установленной трансформаторной мощностью более 305 500 МВА.

По просьбе Forbes предложение Игоря Сечина комментирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

Проект объединения МРСК и ФСК в единую национальную сетевую компанию с точки зрения развития энергетики будет неэффективным. Параметры компаний ФСК и МРСК не позволяют получить дополнительный синергетический эффект при объединении. Максимум, на что тут можно претендовать, это на объединение двух управленческих команд и снижение управленческих издержек. Но не более того.

С точки зрения чиновников — там провод и здесь провод, вроде как суть одна. Но на самом деле, если мы говорим об операционной деятельности компаний, то по сути деятельность ФСК и МРСК существенно различается. ФСК обеспечивает передачу энергии между регионами, а распределительные сети — это доведение ее до конечного потребителя (предприятие, квартира, дом). Соответственно, и принципы ведения бизнеса у них отличаются, потому что у них разные субъекты отношений.

Есть компании, специализирующие на низких сетях, есть — на высоких сетях. У нас, к сожалению, отсутствуют компании, которые специализировались бы на сетях всего класса напряжения в том количестве, которое необходимо для развития этого направления. Тем более если мы говорим о развитии единой национальной сетевой компании.

Технологически у нас и так единая энергетическая система, она никуда не делась. Но логика реформы, когда она задумывалась, как раз и была в том, чтобы разделить два функционала этих компаний, чтобы они могли заниматься каждая своим делом, а не быть в рамках одного большого котла.

В результате же объединения ФСК и МРСК мы получим огромную естественную монополию, где степень прозрачности затрат будет еще меньше, чем сейчас у каждой компании в отдельности. Так что говорить о снижении издержек и тарифов здесь не приходится. Скорее, такой крупный монополист с такими огромными ресурсами сможет пролоббировать повышение своих тарифов. Эта компания будет занимать половину всего энергетического сектора России, имея около 1 трлн рублей выручки в год, и это будет придавать ей очень серьезный вес среди всех других монополистов нашей страны.

Сейчас у нас логика развития государственного управления, к сожалению, сводится к управлению ручному. Когда проще не выстраивать систему правил, которая определяла бы отношения между субъектами той или иной отрасли (у нас она так до конца и не выстроена), а иметь несколько крупнейших компаний в различных сегментах, с руководителей которых можно просто спросить, которым можно просто ставить задачи и давать указания.

При этом надо понимать, что единственный инвестор в энергетику у нас в стране, имеющий необходимый объем денег, — это государство. Частные инвестиции в энергетическую отрасль закончатся после того, как будут построены все объекты по договорам о предоставлении мощности. Больше частных инвестиций в отрасль не будет.

RAB-регулирование (система долговременных тарифов) у нас также споткнулось, после того как в прошлом году резко выросли тарифы, после чего их резко откатили назад. Таким образом, RAB-регулирование в полной мере не было реализовано так, как планировалось. Отсюда и растут ноги у идеи внедрить повсюду систему ручного управления.

Что касается сроков возможного объединения ФСК и МРСК, то корпоративное объединение может произойти уже в июне. Если же мы говорим про операционное объединение, то оно растянется на несколько лет, потому что количество единиц оборудования у МРСК в сотни раз больше, чем у ФСК. Чтобы все это объединить в рамках одной структуры, чтобы все это управлялось и работало, чтобы появилась какая-то логика взаимодействия между ними, потребуется не один год.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться