«Это был разруливатель»: подал в отставку главный архитектор Москвы Александр Кузьмин | Forbes.ru
$59.23
69.57
ММВБ2160.75
BRENT63.87
RTS1149.88
GOLD1244.72

«Это был разруливатель»: подал в отставку главный архитектор Москвы Александр Кузьмин

читайте также
В Норвегии откроют самый большой в мире подводный ресторан Ремейк бетонных джунглей. Для чего в Бирмингеме снесли библиотеку, торговый центр и часть кольцевой дороги +4 просмотров за суткиТехнократы у власти: вызовы и перспективы новых губернаторов На дне. Миллиардер Сюй Жунмао поместил пятизвездный отель в глубокий карьер Больше воздуха. Для чего реконструируют самый загруженный вокзал Америки +4 просмотров за суткиГде наша не строила: громкие проекты российских архитекторов — от школы в Кении до небоскреба в Нью-Йорке Жизнь в цилиндре: зачем испанский архитектор поселился на цементном заводе Лондонские архитекторы платят в бюджет Британии £400 млн налогов за свои работы за границей Черная полоса Uber: компания Каланика в эпицентре скандалов Топ-5 самых необычных концертных залов Европы 10 губернаторов за год: что происходит с экономикой регионов, где сменили руководителей? Мегаполис из дерева: почему будущее — за деревянными небоскребами Торжество кривых линий: 10 работ Захи Хадид Утраченные иллюзии: как "активные граждане" завоевали Москву Жизнь в эксперименте: как жить в архитектурной достопримечательности Жизнь в эксперименте Ответили головой: из-за чего уходили в отставку топ-менеджеры Руины в наследство: достопримечательности, которых лишился мир Нестандартный ремонт: как превратить интерьер в искусство «На сундук похоже»: что не так с проектом нового парламентского центра Новая жизнь «Гаража»: куда переехал музей Дарьи Жуковой
Новости #Москва 12.07.2012 15:09

«Это был разруливатель»: подал в отставку главный архитектор Москвы Александр Кузьмин

Александр Кузьмин фото ИТАР-ТАСС
Александр Кузьмин руководил Москомархитектуры более 15 лет — эксперт о наследии, которое он оставляет

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин написал заявление об отставке. Эту информацию РИА Новости подтвердил президент Союза архитекторов России Андрей Боков.

Глава Москомархитектуры покинул пост в свой 61-й день рождения. По информации источников в столичной мэрии, заявление Кузьмина об отставке уже удовлетворено.

Исполняющим обязанности руководителя Москомархитектуры назначен первый заместитель Кузьмина Олег Рыбин.

Боков отметил, что после решения об уходе главный архитектор столицы «выглядел посвежевшим, как будто гора упала с плеч». Он выразил сожаление в связи с отставкой Кузьмина: присутствие опытного руководителя в период расширения границ Москвы «очень необходимо». По мнению президента Союза архитекторов, в столице нет «адекватной ситуации фигуры, которая могла бы прийти на смену».

Кузьмин, по выражению Бокова, «был гарантией принятия разумных решений», а его уход может привести к депрофессионализации архитектурных служб города. «Есть большая опасность, что деньги снова победят, так как не многие могут этому противостоять», — заключил президент Союза архитекторов.

По словам источника газеты «Ведомости» в мэрии, Кузьмин не единственная потеря столичного стройкомплекса: заявления об отставке подали также замруководителя департамента строительства Николай Савин и замруководителя Москомстройинвеста Раис Ахмадеев.

В начале апреля газета «Московские Новости» сообщала, что новым главным архитектором столицы с наибольшей вероятностью станет нынешний зам Кузьмина Сергей Костин, ранее возглавлявший госкорпорацию «Автодор» и бывший одним из лоббистов прокладки скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес.

Кузьмин возглавляет Москомархитектуру с 1996 года. В 1974 году он окончил Московский архитектурный институт, после чего работал в НИПИ Генплана Москвы, а с 1987 года стал его директором. В 1991 году Кузьмин был назначен сначала заместителем, а потом первым заместителем председателя Москомархитектуры. Со сменой мэра Москвы распоряжением градоначальника Сергея Собянина в конце 2011 года он был переназначен на пост главы ведомства «на срок полномочий мэра». Кузьмин, таким образом, стал одной из немногих фигур из команды Юрия Лужкова, сохранивших пост в новой столичной администрации.

Он является членом президиума правления Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов, председателем Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, председателем Совета главных архитекторов столиц СНГ. Кузьмин — руководитель, автор и соавтор более 70 крупных градостроительных проектов и научных трудов, среди которых проект Генплана развития Москвы до 2020 года, проекты строительства МКАД, третьего и четвертого транспортных колец, проекты реконструкции «Манежа», «Гостиного двора» и др.

Отставку Александра Кузьмина комментирует архитектурный критик Николай Малинин:

Наследие, оставляемое Александром Кузьминым, очень тяжелое. Основной парадокс этой исторической фигуры заключается в том, что по-человечески это была фигура вполне симпатичная. И общаясь с ним, ты понимал, что это вполне такой русский мужичок, который и с архитекторами барин, и с властью правильно умеет общаться.

Он был профессионалом. Но в тяжелейшей ситуации — в эпоху первоначального накопления капитала — конечно, врагу не пожелаешь на такой должности находиться и столько лет на ней продержаться. Для этого нужны были слишком специфические качества. И, мне кажется, его профессиональная составляющая была вынуждена отступать перед необходимостью бесконечно разруливать все эти интересы, этот инвестиционный прессинг, постоянно утрясать и сообразовывать интересы чиновников и заказчиков.

Он был таким утрясателем, разруливателем. А ведь во всей этой ситуации он был единственный профессионал, который мог бы это все вести как-то по-другому: навстречу городу, навстречу людям. А все, что мы имеем сейчас, — понимание, что город запущен, город болен. Москва, с одной стороны, страшно разреженный и совсем не такой плотный, как европейские столицы, город, но при этом в нем совсем невозможно передвигаться, в нем все чертовски неудобно. Все это уплотнение шло только в интересах инвесторов, а вовсе не в интересах города как такового. Конечно, Кузьмин в ответе за трагическое состояние, в котором город находится.

Странный парадокс: этот милый человек — крайний и отвечает за всю эту чудовищную лужковскую архитектуру. Конечно, мэр мог хотеть и приказывать. Но в конечном счете все исполнял Кузьмин и на уровень профессиональный все пожелания выводил он. Поэтому это противоречивая, даже трагическая фигура, потому что человек, который все время хотел хорошего, был все время вынужден делать плохое.

Конечно, нам понятно, что вся эта система зависит не от одного человека. И он делал все, что мог. Но все же, соизмеряя с результатами того, что сделано, мы понимаем, что это была работа в меньшей степени профессионала, и в большей степени — разруливателя.

Крупнейшие провалы Кузьмина? Куда ни плюнь, сплошные провалы и ошибки. Застроенная Манежная площадь. Курский вокзал, где вместо площади получили торговый комплекс. Расширения улиц, при которых, хотя всем известно, что это не делает движение лучше, у нас вырубались зеленые территории, как, например, на проспекте Жукова. Московское Сити, в корыстных интересах очень быстро построенное, куда лишь потом стали тянуть дороги и метро.

Все было суетно, спешно. У градостроителя должен был быть прицел на большую перспективу. А Кузьмин решал все время сиюминутные проблемы, разруливал конфликтные проблемы, которые возникали, быстренько что-то решал. Все это играло против города и против самой этой фигуры. И назвать это эпохой Кузьмина язык не повернется. Эпоха Лужкова — да, назовут. А Кузьмин был чиновник, который суетился, старался, но в результате не получил ничего хорошего.

Лично я не могу смириться с потерей исторической застройки, которая происходила совершенно преступной скоростью и варварскими методами. Для меня Кузьмин прежде всего в ответе за то, сколько мы всего потеряли за эти годы. У нас принято ругать советскую власть, которая сносила памятники старины, но при Кузьмине все это приняло совершенно невиданный размах.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться